Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина». |
Познание | |||
Автор: Чинилина Татьяна Александровна | |||
08.08.2021 20:12 | |||
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина». Воспитатель: Чинилина Т.А.. МБДОУ детский сад №111 Цель: Дать представление о свойствах песка и глины. Задачи:
Словарная работа: Сыпучий, песчинки, частички, исследование, эксперимент, лаборатория, песчаная буря. Материал: проектор для просмотра видео, песок, глина, тетрадные листы, палочки, песочные часы, банка, коктейльная трубочка, иллюстрация " пустыня", магнит, стаканы с водой, клей. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное творчество».
Методы и приемы:
Ход занятия: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. А теперь проходите на стульчики, и мы с вами посмотрим интересную передачу. Просмотр детской передачи о полезных ископаемых. Беседа с детьми.
А сейчас давайте представим, что мы с вами – исследователи и у нас есть своя научная лаборатория. Что же такое лаборатория? (ответы детей). Лаборатория — это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. А как вы думаете, чем занимаются в лаборатории? (ответы детей). В лаборатории мы займемся исследованием и экспериментированием (словарная работа) и поближе познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, а чтобы узнать, с какими именно, вам, нужно отгадать. Из меня кулич испечь удобно, Если встретишь на дороге, Молодцы, вы правильно отгадали загадки, теперь тихонько пройдите за столы будем проводить опыты. Ребята, посмотрите, перед вами в стаканчиках стоит глина и песок, давайте хорошо рассмотрим их. ОПЫТ №1 Возьмите стаканчик с песком в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? Из чего он состоит? (он сыпучий, состоит из песчинок). А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу. Какая глина на ощупь? (твердая, холодная, сырая) Что легче насыпать, песок или глину? (насыпать песок) Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды. А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками) Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить сколько времени прошло? (ответы детей) Может ли песок работать вместо часов? Что у меня в руках, кто знает (песочные часы) Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, пройдет 1 минута. (Демонстрирую) А есть еще часы, в которых песок пересыпается за 3, и за 5 минут. Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя? Вывод: (пусть дети самостоятельно делают вывод) песок сыпуч, а глина нет. ОПЫТ № 2 Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга) А теперь тоже самое сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете (глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно). Вывод: (пусть дети самостоятельно делают вывод) палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга, а глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. Физминутка: А теперь давайте сами попробуем превратиться в песок и глину. Давайте выйдем на коврик. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Дунул сильный ветерок, натворил переполох. Песчинки разом приземлились. Не поднять ему никак. Молодцы, проходите на свои места. ОПЫТ №3 Теперь, ребята, я предлагаю опустить магнит в песок. Что же произошло? На магните остались песчинки песка, а в опыте с глиной не произошло ничего. Вывод: (пусть дети самостоятельно делают вывод) песок состоит из мелких камешков, которые имеют различную форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый, а глина мягкая. Песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые попавшие в песок выбираются целыми и невредимыми. (Показ иллюстрации "Пустыня") Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне (ответы детей) (Рассказ воспитателя) В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь, выползают. Когда у нас поднимается ветер, начинается ураган.. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Словарная работа) Хотите устроить песчаную бурю в банке? ОПЫТ №4 Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер. Что происходит с песчинками? Почему? А с кусочками глины? Почему? ВЫВОД: (пусть дети самостоятельно делают вывод) песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые. ОПЫТ №5 Давайте нальем в стакан с песком воды, и посмотрим что произошло. А теперь нальем воду в глину. Что произошло? Проверяем проходимость воды через глину и песок. ВЫВОД: (пусть дети самостоятельно делают вывод) глина воду не пропускает, а песок пропускает, при этом он становиться тяжелым и лепится. Воспитатель сообщает, что на песке рисуют обычно палочкой, но есть еще один способ создания песочных картин с помощью бумаги и клея. Педагог берет лист бумаги, быстро рисует несложную контурную картинку, затем проводит по всем линиям клеем и плашмя кладет картинку в песок, изображением вниз. (Можно вместо песка использовать манку). Потом поднимает картинку и показывает детям песочный рисунок. Поясняет, что клеем можно покрыть не только контурные линии, но и крупные детали силуэты. Дети осваивают новый способ. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть получившиеся песчаные картинки, спрашивает, в чем их особенность. Подводит детей к выводу, что песчаные картинки состоят из множества мелких крупинок и выполнены в одной цветовой гамме. Можно ли расцветить эти картинки, чтобы они стали яркими? Дети высказывают свои догадки. Педагог подтверждает, что песчаные картинки можно раскрасить красками. Давайте подведем итог: (пусть дети самостоятельно делают вывод) песок — сыпучий, рыхлый, глина — тяжелая, не сыпучая, твердая. Все молодцы. Мы много сегодня узнали о песке и глине. Итог: Общая оценка детской экспер работы (интерес, активность, работоспособность детей, кто сделал свое открытие) повторение свойств песка и глины.
|