Программа саморазвития: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования
Цель Обогащение познавательной сферы детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.
Задачи
- Изучить психолого-педагогические особенности и специфику познавательного развития детей раннего возраста.
- Изучить методики и технологии познавательного развития детей раннего возраста.
- Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе элементарного экспериментирования
- Разработать перспективный план, дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
- Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию детей раннего возраста.
- Создать условия для познавательного интереса воспитанников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса детей через элементарное экспериментирование.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Скачать программу
Предполагаемые результаты Для педагога:
- Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей раннего возраста.
- Разработан перспективный план по элементарному экпериментированию.
- Разработан учебно-методический комплект: картотека по экпериментированию, картотеки пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
- Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
- Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
- Сформированы предметные действия.
- Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов и явлений.
- В соответствии с возрастом умеет использовать при обследовании предметов все виды восприятия и называет свойства предметов: цвет, форму, величину.
- Определяет и называет материал, из которого изготовлены предметы (бумага, дерево, пластмасса, ткань).
- В соответствии с возрастом сформирована мелкая моторика.
- Развиты основы сенсорного восприятия.
- Проявляет познавательную активность, интерес к новым предметам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними.
Для родителей:
- Приобретён педагогический опыт активного участия в познавательном развитии своего ребенка.
- Сформирован интерес к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.
- Обогащены знания о деятельности ДОУ и группы, которую посещает ребенок.
- Установлено единство с педагогами в воспитании, обучении и развитии детей.
- Пояснительная записка
Настоящая программа по саморазвитию (далее – Программа) разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми раннего возраста.
Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей, рассчитана на 3 года.
Данные компетенции реализуется с помощью:
- развития представлений о своих профессиональных возможностях
- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей раннего возраста
- освоения познавательной базы решения проблемы
- расширения собственного профессионального образовательного пространства
- активного взаимодействия с родителями воспитанников.
Профессиональное саморазвитие проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.
3. Актуальность выбранной темы
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.
А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.
Одна из задач педагога в этом направлении — обеспечить комплексный подход к организации образовательной деятельности, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям.
Благодаря элементарным экспериментам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.
К тому же, очень ярко проявляется детская инициативность и развиваются творческие качества личности.
При реализации программы воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми раннего возраста, а также в соответствии с современной стратегией познавательного развития воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.
4. Цель и задачи Программы
Цель: Обогащение познавательной сферы детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические особенности и специфику познавательного развития детей раннего возраста;
- Изучить методики и технологии познавательного развития детей раннего возраста;
- Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе элементарного экспериментирования;
- Разработать перспективный план по элементарному экспериментированию, дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
- Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию детей раннего возраста.
- Создать условия для познавательного интереса воспитанников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса детей через элементарное экспериментирование.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
- Предполагаемые результаты
Для педагога:
- Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей раннего возраста.
- Разработан перспективный план по элементарному экспериментированию.
- Разработан учебно-методический комплект: картотека по экспериментированию, дидактические игры, сенсорные игры, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
- Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
- Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
- Сформированы предметные действия.
- Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов и явлений.
- В соответствии с возрастом умеет использовать при обследовании предметов все виды восприятия и называет свойства предметов: цвет, форму, величину.
- Определяет и называет материал, из которого изготовлены предметы (бумага, дерево, пластмасса, ткань).
- В соответствии с возрастом сформирована мелкая моторика.
- Развиты основы сенсорного восприятия.
- Проявляет познавательную активность, интерес к новым предметам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними.
- Этапы реализации Программы
Программа по саморазвитию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:
I этап – Организационный
Задачи этапа:
- Анализ собственных профессиональных проблем.
- Определение приоритетного направления в организации саморазвития.
- Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.
На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.
II этап – практический
Задачи этапа:
- Разработка перспективного плана.
- Обеспечение условий для реализации программы.
- Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.
На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке конспектов образовательной деятельности, дидактических, подвижных игр и др.
Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий — обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.
III этап – заключительный
Задачи этапа:
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
- Обобщение опыта работы по теме саморазвития.
- Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.
На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.
2. План деятельности по теме саморазвития
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
|