Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием ИКТ «С голубого ручейка…» |
Познание | |||
Автор: Ахметшина Наталья Анатольевна | |||
04.06.2021 19:28 | |||
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием ИКТ «С голубого ручейка…» Ахметшина Наталья Анатольевна Воситатель МБДОУ «ДС «Солнышко» ЯНАО, Пуровский район, п. Ханымей. Цель: расширять знания детей о разнообразии водных ресурсов. Обогащение у детей старшего дошкольного возраста представлений о значении воды и возникновении реки в ходе опытно-экспериментальной деятельности.. Задачи:
Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, экологическую культуру.
Словарная работа: глобус, родник, исток, русло реки. Методические приемы: Словесные (беседа, рассказ, загадки, указания). Наглядные (ИКТ, рассматривание, показ, сюрпризный момент). Практические (опытно-экспериментальная деятельность). Игровые (физкультминутка, динамическая пауза). Материалы к занятию: глобус, звукозапись журчания воды, презентация «Какие бывают реки?; оборудование для проведения опытов; сюрпризный момент – «Капитошка». Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов о водных ресурсах родного края; макеты водоемов, рассматривание иллюстраций из книги «Мой Ямал»; разучивание физминуток; игры «Ручеек», «Мы – капельки», рассматривание энциклопедий, занятия по социальному и природному миру. I. Организационный момент. (звучит журчание воды) - Ребята, что вы слышите? - Приятно журчит вода? (Когда мы слышим журчание воды, нам становится спокойно, мы успокаиваемся.) 1. Сообщение темы занятия. - Ребята, сегодня наше занятие будет очень содержательным, интересным, много узнаем нового. И для этого вы должны внимательно слушать, принимать участие в беседах. 2. Беседа о воде. Сюрпризный момент. - Ребята, сейчас мы с вами слушали журчание воды. И к нам на занятие из этого журчания воды попала одна капелька. Вот она. Ее зовут – Капитошка. (показ сказочного персонажа). Капитошка пришла к нам в гости и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду. - Ребята, а где живут ее сестрички-капельки у нас в группе? (На листочках цветов, которые мы опрыскивали, в кране.) - Нашу гостью, Капитошку, приглашаем к нам на занятие. Она вместе с нами будет путешествовать и узнавать много интересного. - Ребята, когда капельки воды собираются вместе, то получается много воды. - Скажите, где живет вода в природе? (в реках, озерах, в морях, океанах) - Посмотрите, ребята, у нас здесь стоит глобус – модель нашей планеты Земля. - Каким цветом обозначается вода на глобусе? (синим) (показ слайдов- 1,2, 3, 4) - Реки нашего края впадают в великую реку России – в Волгу.. Истоками речек являются родники, дающие начало ручьям. От слияния маленьких ручейков образуются мелкие речушки и речки, а из них постепенно появляется мощная, сильная, полноводная река, несущая свои воды в море. Весной реки широко разливаются, затопляя поймы рек. Летом воды в реках становится меньше, и они текут более спокойно. Д/Игра «Я начну, а ты продолжи» (игра с мячом). - Наша Родина – Россия. - Мы с вами – россияне. - Столица нашей Родины – город Москва. - Наш край называется … – Ямал. - Мы живем в поселоке.. — Ханымей. - Столица нашего края – город Салехард. Продолжение беседы. (показ слайдов – 5,6, 7) - Ребята, говорят «Где вода – там жизнь». Как вы понимаете эту поговорку? (высказывания детей) - Всему живому, в том числе, и растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. (слайды — «Пустыня», «Берег реки»). - Взгляните на эти картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так – берег реки. - Отличаются эти картинки? Чем отличаются? (высказывания детей) - Из этого можно сделать вывод. Какой? (рассуждения детей) Правильно, там, где вода – растут травы, деревья, цветут сады, живут разные животные, насекомые, птицы. И люди селились около рек, т.к. вода в реках – это источник жизни. (слайд – 8,9) Наш поселок Ханымей, тоже построен у маленькой реки, которую коренные жители ненцы называют Чучу – яха, что в переводе означает «темная вода». А вода в реке действительно темная, потому что на её дне много торфа. (слайд-10, 11) - Ну, а теперь, мы с вами сами побудем ручейками и реками. Физкультминутка. ( «Ручейки – река») (Дети- «ручейки» свободно двигаются под музыку, музыка прерывается, дети собираются вместе, в «речку».) д/и «Какие бывают реки». (Игра «Наоборот», Слайд -12, 13) - Ребята, как можно еще сказать про реку, назвать ее ласково? (речка, реченька, речушка) - Речки и реки бывают разные. Есть реки равнинные, а противоположное – горные. Тихие – быстрые. Широкие – узкие. Прозрачные – мутные. Короткие – длинные I. Экспериментальная деятельность. Опыт «От чистого истока» - Ребята, подойдите ко мне, посмотрите, что я для вас приготовила. (показывает поднос) - А теперь, возьмите пакет с манной крупой и высыпьте на поднос, сейчас мы с вами будем создавать свою маленькую реку. _ Как вы думаете, что ещё нам нужно для создания нашей реки? (ответы детей: вода, песок, растения, камни, рыбы и др.) - Правильно. Нужна вода (емкость с водой, лучше пластиковая бутылка), песок нам заменит крупа, есть у нас и кумушки, которые мы с вами собирали для нашей коллекции камней и речные обитатели (мелкие игрушки рыб) - С чего начинается любая река? (ответы детей) _ Правильно, с истока. _ А как называется место, где протекает река? (русло реки). - Давайте с вами сделаем русло нашей будущей реки. (действия детей) - Подумайте, что еще можно добавить? (камушки, растения,) - А теперь, внимание! Теперь, аккуратно начинаем поливать и нас смотрите: с маленькой струйки начинает появляться река. (Дети самостоятельно поправляют «берега» для реки, её русло, дополняя камушками и рыбками). VII. Итог занятия. Воспитатель: - Посмотрите, какая чудесная речка у нас получилась! Чистая, с берегами и с речными жителями! Молодцы, ребята! А теперь, давайте поиграем в игру: Д/Игра «Если бы ты был рекой». - Ребята, если бы вы были речками, о чем бы попросили человека? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, понравилось вам наше занятие? - Что интересное вы узнали? - Нашей гостье, Капитошке, тоже понравилось у нас на занятии. Она рада, что мы так много знаем о реках, и как беречь воду в реках и в других разных водоемах. Литература:
|