Исследовательский проект «Юные исследователи» для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР |
Познание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Милеева Н. М. Митрохина А. С. Отдельнова О. В. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.06.2021 18:51 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исследовательский проект «Юные исследователи» для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР Авторы-разработчики:
Ступино, 2021 г. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Вид проекта: исследовательский Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (18 человек), воспитатели, учитель-логопед, родители. Сроки проведения: 22. 03. 2021г. -26. 03. 2021г. (краткосрочный проект) Актуальность проекта: На сегодняшний день вопросы познавательного развития, предполагающие формирование любознательности, познавательной мотивации, познавательных действий дошкольников являются наиболее актуальными для педагогов ДОО. Данное положение находит своё отражение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования, который определяет познание как наиболее приоритетную область развития дошкольников. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов, создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. В данном проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Цель: развитие познавательной активности, интеллектуально–творческого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста, путём совершенствования его исследовательских способностей. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Образовательные области Содержание образовательных областей
Предполагаемые результаты: - на основе практического опыта дети могут анализировать ответы, доказывать, делать самостоятельные выводы и применять их в самостоятельной деятельности; - у детей расширены представления о методах получения нового знания: опыт, наблюдение (эмпирические методы исследования); анализ, синтез, обобщение (теоретические методы исследования); - у детей обогащены знания и представления по темам: «Свойства воздуха», «Свойства и состояния воды», «Свойства почвы», «Состав почвы»; - дети умеют работать с моделями; - дети проявляют интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми; - дети проявляют интерес и желание расширять свой кругозор, исследовать окружающий мир. Основными методами и приёмами проекта являются: - игровой метод; - проблемно-поисковый метод; - словесные методы: беседа, объяснение, вопросы; - наглядные методы: иллюстративный и предметный материал; - учебно-познавательная деятельность (самостоятельная и под руководством воспитателя). Практическая значимость проекта: Для педагогов: üПополнение предметно-развивающей среды литературой, фотографиями, иллюстрациями, загадками, презентациями, опытами на тему: «Свойства и состояния воды», «Свойства воздуха», «Свойства почвы»; üПополнение дидактических и методических материалов и пособий по данной теме. Для детей: - знакомство с различными методами исследования: опыт, наблюдение (эмпирические методы); анализ, синтез, обобщение (теоретические методы); - расширение знаний и представлений по темам: «Свойства воздуха», «Свойства и состояния воды», «Свойства почвы», «Состав почвы»; - проявление интереса и желания расширять свой кругозор, исследовать окружающий мир. Для родителей: üАктивное участие родителей в деятельности ДОУ; ü Повышение компетентности родителей в организации детского экспериментирования с целью развития познавательного интереса детей. Итоговое мероприятие: Выступление юных исследователей «Опыт по очистке воды от загрязнений в домашних условиях» с фотопрезентацией 1 ЭТАП: Подготовительный (15.03.21г.-19.03.21г.) - Определить уровень знаний детей по темам: «Свойства и состояния воды», «Свойства воздуха», «Свойства почвы», «Состав почвы». - Определить тему проекта, задачи, подобрать необходимую литературу по данной теме. - Составить план совместной деятельности с воспитателями, учителем-логопедом. - Привлечь внимание родителей и детей к теме проекта. 2 ЭТАП: Введение детей в проблемную ситуацию Воспитатель организует беседу с детьми: -Ребята, а вы знаете кто такие исследователи? (ответы детей) -Исследователи – это люди, которые занимаются изучением различных явлений окружающего мира. Это учёные, благодаря открытиям которых, различные виды наук пополняются новыми знаниями. А как вы думаете, каким образом исследователи изучают окружающий мир? (ответы детей: много читают и т.п.) -Да, действительно, учёные изучают много литературы. А ещё, ребята, они ставят различные интересные опыты и проводят эксперименты! Скажите, дети, хотели бы и вы на некоторое время превратиться в исследователей? (ответы детей: Да, хотим!) -Замечательно! Словно настоящие учёные, мы будем проводить занимательные опыты, наблюдения и узнаем много нового. Будет очень интересно! Календарно-тематическое планирование Основные мероприятия
|