Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Интересно о страшном… или что такое вулканы?» Старшая группа (5 — 6 лет)
Познание
Автор: Виданова Татьяна Алексеевна Тимохина Юлия Васильевна Савальвер Лариса Николаевна   
13.05.2021 19:51

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Интересно о страшном… или что такое вулканы?» Старшая группа (5 — 6 лет)ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Интересно о страшном… или что такое вулканы?» Старшая группа (5 — 6 лет)

История:

Как зародилась идея создания этого проекта?

На занятие по окружающему миру мы проходили тему «Горы».

Ребята получили начальные знания о том, как образуются горы, какие бывают горы, из чего состоят. Познакомились с некоторыми обитателями гор, их приспособленностью к таким условиям жизни. Для лучшего закрепления нового материала была проведена тематическая викторина.

Итогами проведенного занятия мы были довольны. Тема закрыта! Так думали мы. Но… на следующий день к нам подошёл Тихон и спросил: «А вы знаете, что в некоторых горах может жить вулкан?» Мы ответили ему, что конечно знаем. Нас приятно удивило продолжение более углубленного изучения ребенком темы «Горы» в домашних условиях совместно с родителями. Вот когда действительно мы – педагоги радуемся, как дети, когда видим, что наши труды не напрасны.

 

Скачать презентацию

Приятности на этом не закончились. Потому что дети окружили Тихона и стали спрашивать у него: «А что такое вулкан?» … И наша работа совместно с Тихоном и его родителями закипела! Теперь «информационным носителем» по теме «Вулканы» в нашей группе стал Тихон.

В ГБОУ «Школа №2051» каждый год весной проходит КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОЕКТНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «Мир вокруг нас». Тихон принял участие в КОНФЕРЕНЦИИ. Защитил проект и занял II место!

«Интересно о страшном… или что такое вулканы?»

Тихон Семченков

ГБОУ «ШКОЛА №2051» ДО 2 «Почемучки»

Группа №11 «Звездочки»

Цель и актуальность проекта

  1. Сформировать первоначальное представление о вулканах.
  2. В природе всё взаимосвязано, жизнь человека на земле зависит от окружающей среды. Знания ребёнка помогают понять, что в мире есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменение рельефа земли.
  3. Я плююсь огнем и лавой,

Я — опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

(Вулкан)

2. Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

Вулкан — коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от

времени извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

Строение вулкана:

  • Вулканический очаг (магма) — основа самого вулкана. Он заполнен расплавленными породами – магмой, в которой растворены газы, находящиеся под большим давлением. Он размещается глубоко, на много километров от поверхности.
  • Жерло — канал, по которому на поверхность поднимается к кратеру раскалённая лава.
  • Кратер — это углубление на вершине вулкана, напоминающее большую чашу или похожее на воронку. Кроме центрального канала у вулкана существуют и боковые лавовые каналы. Это второстепенные каналы, по которым магма и газы поднимаются на поверхность. Эти каналы ведут к образованию побочных кратеров на склоне вулкана.
  • Лава — раскалённая вулканическая масса, изливающаяся или выбрасываемая на поверхность при извержениях вулканов. Магма — это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни. Это и называется — лава!
  • Вулканический пепел — один из продуктов измельчения магмы. Состоит из частей пыли и песка менее 2 мм в диаметре. Выбрасывается в воздух при извержениях вулканов, а затем оседает на земле.

Конус вулкана, а точнее его конусообразные склоны, сложены из слоёв затвердевшего пепла, шлаков и других продуктов извержения, которые выбрасываются из кратера.

3. Форма вулканов:

Форма вулкана во многом зависит от состава и вязкости магмы.

Щитовидные вулканы. Возникают как следствие многочисленных выбросов лавы с пониженной вязкостью. Как правило, она изливается из центрального конуса и боковых кратеров и растекается на большие расстояния, образуя «щит». Характерным примером такого вулкана выступает Мауна-Лоа на острове Гавайи, чье основание составляет 120 км в длину и 50 км в ширину.

Конусные вулканы – это самый распространенный тип вулканов. Они образуются при извержении крупных фрагментов пористых шлаков, которые, нагромождаясь, выстраивают вокруг кратера конус, а их мелкие части формируют покатые склоны. Такой вулкан с каждым извержением становится выше. Примером может служить взорвавшийся в декабре 2012 года на Камчатке вулкан Плоский Толбачик.

4. Виды вулканов по активности:

Действующие вулканы имеют под собой магматический очаг и периодически извергают лаву, пепел и газы (в течение последних 10 000 лет) – Этна — Находится в Сицилии, в Средиземном море. С высотой в 3329 метров его нельзя отнести к самым высоким действующим вулканам в мире, зато уверенно можно зачислить в самые активные. После каждого извержения высота несколько увеличивается. На территории Европы — это крупнейший вулкан, его вершину всегда украшает снежная шапка. Вулкан имеет 4 центральных конуса и около 400 боковых.

Спящие вулканы в историческое время не извергались, но они могут пробудиться в любое время, так как тоже имеют под собой магматический очаг ( «Сон» такого вулкана может составлять 700 000 лет, как это было в случае с Йеллоустоун).

Потухшие вулканы магматического очага уже не имеют. Активность их уже давно закончилась. (Эльбрус, Россия).

5. Карта вулканического пояса:

Вулканические пояса можно видеть в действии. На данный момент существует несколько сотен активных вулканов. Большая часть из них сосредоточена в обрамляющем Тихий океан поясе. Так называемом Огненном Кольце — протяжённость которого свыше 30 000 км. В этом регионе происходит более 75% извержений и землетрясений в мире. Ежегодно извергается порядка 50-60 вулканов, в постоянной активности находится 10-15. Кроме того, на планете существует еще около 1500 потенциально действующих вулканов.

6. Опасность вулканов:

Вулканы представляют большую опасность для человека, причем пострадать могут даже люди, находящиеся во время извержения на противоположной стороне земного шара.

При извержении наружу выходят огромные потоки лавы, температура которой может превышать 1000° С. Естественно, что эти потоки уничтожают всё живое в окрестностях вулкана, а также разрушаются постройки и транспортные пути. Несмотря на опасность многие поселения людей расположены непосредственно на склонах вулканов (например, часть города Неаполь), которые могут быть уничтожены при извержении.

Ещё большую опасность для человека представляют облака газа и пепла, образующиеся при извержении. Они перемещаются значительно быстрее, чем потоки лавы, и от них сложнее «убежать». Выброс большого количества газа и пепла может привести к изменению не только состава воздуха, но и изменению климата на всей планете. Например, резкое похолодание 1816 г. в Европе и США было вызвано извержением вулкана Тамбора в 1815. Выброс газа и пепла также затрудняет проникновение солнечного света и мешает авиасообщению. Часть пепла, попадающего в атмосферу, быстро выпадает на Землю, но другая часть задерживается там надолго. Этот пепел угрожает самолетам, так как способен повредить их двигатели. Известно, что во время извержения Везувия в 79 г. большинство жителей близлежащего города Помпеи погибло из-за того, что пепел просто засыпал город. Также многие задохнулись из-за ядовитых испарений, выделяемых вулканом.

Извержение часто сопровождается мощнейшим взрывом, который может вызвать сильное цунами. Взрыв от извержения Кракатау в 1883 г., имел мощность в 200 мегатонн и вызвал цунами, которое смыло почти 300 населенных пунктов. В результате погибло около 36 тыс. человек.

! Эксперимент: смешать воду, соду и красный краситель, залить в вулкан, после добавить лимонную кислоту.

7. Польза вулканов:

Однако, несмотря на то, что в первую очередь извержение вулкана негативно сказывается на окружающей среде, нельзя отрицать и их пользу для людей:

  • обогащение почвы вулканическим пеплом: вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения.
  • образование месторождений полезных ископаемых вблизи вулканов
  • широко распространено использование продуктов извержения в быту. Например, пемзу (используется в косметологии, с ее помощью счищают с кожи сильные загрязнения), обсидиан и базальт используют при строительстве зданий, а сера используется для производства спичек, красителей и удобрений
  • в местах распространения вулканов есть вероятность выхода на поверхность горячих источников, используемые людьми для получения электроэнергии, обогрева жилища и теплиц.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год