Опыт работы «Экспериментируем и играем на подносе с детьми первой младшей группы» |
Познание | |||
Автор: Лобенко Ирина Геннадьевна | |||
10.04.2021 21:41 | |||
Опыт работы «Экспериментируем и играем на подносе с детьми первой младшей группы» Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как внешние черты детского поведения. Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. В процессе экспериментирования дети младшего возраста делают элементарные выводы, наблюдая за предметами, сравнивая их. В своей работе я применяю доступные материалы для проведения разных экспериментов. Один из них — игры и задания на подносах, которые легко повторить. Использовать для занятий можно любые подносы. Главное – поднос должен быть удобным, чтобы дети могли с легкостью добраться до расположенных на нем предметов.
Наблюдение является моей основной педагогической деятельностью и помогает выбрать и предложить ребенку подходящее задание. Можно сделать задания разные по уровню сложности и, в зависимости от степени их выполнения ребенком, определять уровень его развития. Подготовить подносы с индивидуальными заданиями для каждого ребенка или предложить группе детей различные виды развивающих игр, соответствующих их уровню развития и отвечающих их интересам, на нескольких подносах. Все зависит от возраста детей и того, насколько однородна в этом отношении группа, с которой вы работаете. В любом случае подготовленные вами задания облегчат вам решение ежедневных задач, связанных с развитием и обучением детей. В своей работе использую игры и эксперименты на подносе, которые формируют способность самостоятельного исследования предметов, развивает речевые способности, создает дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований. Четыре бортика на подносах и элементарные эксперименты задают малышам четкие границы и побуждают их изучить окружающие предметы. Мы проводим с детьми различные игры: Рисовые ручейки – малыши очень любят что-нибудь наливать. Но для начала лучше экспериментировать не с жидкостями, а с сыпучим веществом, например рисом. Понадобится два сосуда. В одном – сыпучий материал, второй – пустой. Так же как дети охотно переливают жидкость из одного стакана в другой, так же они увлеченно играют с сыпучими материалами. И при этом нет никакой опасности, что они устроят настоящий потоп. Крупа в стакане – это задание с целью обучения малыша обращению с жидкостями на порядок сложнее предыдущего. В этом эксперименте ребенок должен решить еще и когнитивную задачу: на подносе стоят кувшин с крупой и два стакана которые надо наполнить. Поэтому ребенок невольно начинает размышлять. Поместится ли содержимое кувшина в один стакан или придется наполнить оба? Надо ли наполнить оба стакана до краев или сначала насыпать крупу в один стакан, а остаток – в другой? Берем в руки ложку – это задание не требует объяснений: есть наполненная крупой чашка, из которой надо пересыпать содержимое в другую чашку. Дети быстро понимают, что надо сделать. При этом они приобретают те навыки, которые не так интенсивно развиваются во время еды. Кроме того, это задание позволяет ребенку в простой игре совместить два элементарных действия: перенос вещества и наблюдение за его падением в момент пересыпания в другой сосуд. Три цвета, три предмета – на подносе ребенку предстоит разложить предметы по тарелочкам согласно их цветовому решению. Сортируем по стаканчикам – это задание интересно с точки зрения развития мелкой моторики, поскольку для сортировки предлагается пинцет. С его помощью ребенок должен аккуратно взять помпон и переложить в стаканчик, стараясь при этом его не уронить. Кладоискатели – чашка с манной крупой скрывает немало сюрпризов! На этом подносе дети в чашке с крупой могут обнаружить невидимые поначалу «сокровища». А искать их предлагается при помощи ситечка. Сито необходимо погрузить в чашку, затем потрясти, подождать пока манка высыпется, достать оставшиеся в нем предметы и переложить их в другую миску. Чтобы интерес к игре не пропадал, следует время от времени прятать новые «сокровища». Свет мой, зеркальце, скажи – на этот раз малыши будут искать «сокровища», вооружившись инструментами, оставляющими на песке следы. Речь идет о кисточках и щетках. Результат собственного труда станет для малыша сюрпризом, ведь это будет его собственное отражение в зеркале! Для игры не предлагается никакой емкости и ложки для сбора песка. Поэтому если очищен от крупы один угол зеркальной поверхности, значит другая часть зеркала им закрыта. Другими словами, открываем одно, закрываем другое – два действия в одном. Оставляем следы – каждый предмет оставляет свой характерный след. Детям это хорошо известно, ведь они часто играют в песочнице. На этом подносе ребенок с помощью различных предметов может сам создавать следы на песке. Очень полезно совместить игру по созданию следов с рисованием. Волшебный песок – для игры необходим кинетический песок и формочка. Дети очень любят лепить фигурки из песка. А теперь для этого не обязательно выходить на улицу. Разноцветная вода – эта игра детей завораживает, необходимо подготовить кувшин с водой, гуашь, кисточку. Ребенку предлагается окрасить воду. Одни дети окрашивают воду в один цвет, а другие используют две краски и наблюдают, как краски смешиваются и вода приобретает совсем другой цвет. Чудесная губка – дети очень любят переливать воду. Из кажущегося «ничего» можно получить нечто особенное. В этом поможет убедиться обыкновенная губка. Ее предлагается использовать в качестве средства для переливания воды из одной миски в другую. Если губку сжать, а потом расправить в воде, то она наберет воду и затем «отдаст» ее. Чудеса, да и только! Знакомство со свойствами магнита – явление магнетизма малыши воспринимают как волшебство! Для игры на подносе предлагаются магнитный жезл и прозрачные металлические фишки. Ребенок в восторге, чудеса, фишки липнут на жезл и не падают с него. Если у вас нет магнитного жезла и специальных фишек к нему, не беда. Вместо него можно использовать обычную ложку и разноцветные канцелярские магниты. Данная игра вызовет у малышей массу восторга и положительных эмоций. Для организации игр-экспериментов вам могут помочь самые обычные материалы и предметы, только их надо правильно скомпоновать и выложить детям для игры на пластиковых или деревянных подносах. Выполняя игровые задания у детей развивается мелкая моторика, глазомер, творческое мышление, дети экспериментируют и открывают для себя окружающий мир. Малыши имеют возможность во время своих экспериментов научиться обращаться со всевозможными неопасными веществами, встречающимися нам в повседневной жизни. И что важно, делают это с удовольствием и интересом. Таким образом, главное достоинство технологии экспериментирования и игры на подносе заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Развивают наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, развивает все познавательные способности.
|