Конспект НОД по познавательному развитию /экспериментирование/ «Поиск воздуха» в средней группе. |
Познание | |||
Автор: Самойленко Светлана Александровна | |||
24.03.2021 03:58 | |||
Конспект НОД по познавательному развитию /экспериментирование/ «Поиск воздуха» в средней группе. Цель:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Методологические приемы: беседа-диалог, вопросы, индивидуальные ответы детей, игровая ситуация, физкультминутка, экспериментальная деятельность, подведение итогов. Оборудование: воздушный шарик, емкости с водой и стаканчики; тазик или тарелки с мыльным раствором, трубочки; емкости с холодной и горячей водой, пустые бутылки с надетыми на горлышко шариками; полянка с цветами, нарисованная на листе картона, бабочки, вырезанные из салфеток; схемы: глаз, нос, руки, ухо; Ход НОД: Дети входят в группу с речевкой: «Если с другом вышел в путь, Веселей дорога. Ты помог и я помог, Нас уже так много. Помогать другим мы будем, Никого не позабудем. Руку помощи протянем И в беде вас не оставим. Каждый день и каждый час Дело доброе у нас. Воспитатель: Ребята, мы с вами каждый день кому-то оказываем помощь. Может, сегодня тоже кто-то хочет, чтобы ему помогли? Ой, да у нас гости. Дружно, громко поздороваемся с гостями. А спросите-ка у них, не нужна ли им помощь. Дети: Вам наша помощь не нужна? Может вам помочь в чем-нибудь? Гости: нет/ Сюрпризный момент: вдруг по группе начинает летать, сдуваясь, воздушный шарик. Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, что случилось с шариком? /ответы детей: он сдулся/. Был он большой и красивый, может, на праздник к кому-то собирался. Наверное, он спешил: летел, летел и ниточкой за веточку задел, и шарик стал похож на тряпочку. А может, он все-таки полетит? /воспитатель подбрасывает шарик/. А как вы думаете, почему шарик не летит, что у него было внутри? Дети: Воздух. Воспитатель: А вы хотите помочь шарику опять стать большим и красивым? Предлагаю вам поискать для шарика воздух. А где этот воздух можно найти, мы с вами сейчас и узнаем. Опыт № 1. «Воздух занимает место в предметах». Посмотрите, у вас на столе есть емкости с водой и стаканчики. Как вы думаете, стаканы пустые или в них что-то есть? Вот мы сейчас и проверим. На дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан. Дети, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая). /Дети самостоятельно погружают стакан в воду/. - Намокла ли салфетка? (нет, не намокла) -Что же помешало воде её намочить? (ответы детей — воздух в стакане) -А посмотрите, что произойдёт, если наклонить стакан? (ответы детей – появляются пузыри/. Воспитатель: как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из стакана, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей, и салфетка сразу намокла. Вывод: итак, мы узнали, что в стаканчике есть воздух, и он не пускает туда воду. Но, ребята, как вы думаете, хватит ли этого воздуха для нашего шарика /нет/. Да и извлечь этот воздух из стакана и заполнить им шарик будет очень трудно. Но мы с вами узнали, что в пустом стакане оказывается есть воздух и он занимает место в нем. Я вам выставлю на мольберте картинку-подсказку: «Воздух занимает место в предметах». Поищем воздух еще где-нибудь. Воспитатель и дети: /имитируют ходьбу/. «Каждый день и каждый час Дело доброе у нас». /Подходят к следующему столу/. Опыт № 2. «Мыльные пузыри — это мыльная плёнка, которая наполняется воздухом». Воспитатель: Ребята, мы с вами увидели, как выходят пузыри из стакана, а какие пузырьки можно ещё пускать? Ответ детей: Мыльные. Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе стоят миски с водой. Но вода в них не простая, а волшебная. Хотите узнать, почему она волшебная? Возьмите в руки трубочки, которые лежат рядом, и сначала покажите мне, как вы в них умеете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что у вас происходит? /появились пузыри/. А как вы думаете, почему появились пузыри? /потому что в воде было растворено мыло/. Какие пузыри у вас получились? (большие, маленькие, прозрачные). Что произойдет, если до них дотронуться? (Лопнут). А если подуть? (полетят). Почему? (внутри у них воздух). Хотите с мыльными пузырями поиграть? /дети пускают мыльные пузыри Вывод: мыльные пузыри — это мыльная плёнка, которая наполняется воздухом. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе. Я помещаю на мольберт следующую картинку: воздух есть везде, и в мыльных пузырях /или мыльные пузыри – это мыльная пленка, заполненная воздухом/. Воспитатель: но мыльные пузыри очень непрочные, если до них дотронуться, они лопаются. И воздух из них не добыть, поэтому поищем воздух в другом месте. Но сначала, поиграем с вами. Физкультминутка: Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево Выходи гулять! «зовут» Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево Как тебя поймать? Хлопки руками в разных местах Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте Чистого-пречистого воздуха найду! Потирают руки Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте Самого полезного воздуха найду! Руки накрест к плечам Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках Самого кристального воздуха найду! «фонарики» Воспитатель: отправляемся дальше в путь: «Каждый день и каждый час Дело доброе у нас». /Подходят к следующему столу/. Опыт № 3. «Теплый и холодный воздух». Воспитатель: дети, посмотрите, а здесь стоят бутылочки. Может мы найдем в них воздух? Как вы думаете, есть в пустых бутылках воздух. Хотите, проверить? Потрогайте, бутылки на самом деле пустые? Да, они легкие, в них ничего нет. Но на них почему-то надеты шарики. А сейчас потрогайте воду сначала в одном тазике: какая вода? Потом в другом, а здесь какая? Попробуем с вами погрузить бутылки в теплую воду: шарик надувается, потому что воздух расширяется при нагревании и выходит из бутылки. Теплый воздух поднимается вверх, вот почему шарик надулся. А сейчас погрузите бутылки в таз с холодной водой: шарик сдувается, потому что холодный воздух сжимается и оседает вниз. Вывод: при нагревании воздух расширяется и поднимается вверх, а при охлаждении воздух сжимается и опускается вниз. Обратите внимание: группа у нас теплая, и когда вы стоите, вам часто бывает жарко, но стоит вам сесть на ковер, становится прохладнее. Поставлю на мольберт картинку «Теплый воздух расширяется и надувает шарик, холодный опускается вниз и сдувает шарик». Воспитатель: но вы сами убедились, что этого воздуха нам мало для того, чтобы надуть большой шарик. Нужно искать другой способ. Опыт № 4. «Воздух есть в человеке. Воздух может двигать предметы». Воспитатель и дети имитируют ходьбу: «Каждый день и каждый час Дело доброе у нас». Воспитатель: ребята, скажите, какое время года наступило? Дети: весна. Воспитатель: а как вы думаете, кто из насекомых просыпается одним из первых? Дети: пчелы, бабочки. Воспитатель: посмотрите, здесь на полянке на цветах сидит много бабочек. Они долго спали, крылышки у них слежались, и бабочки забыли, как они могут летать. Хотите им помочь? Возьмите осторожно бабочку и положите на свою ладошку. А сейчас носиком наберем много воздуха и дунем на бабочку. Ура, бабочки полетели. Воспитатель: дети, а теперь скажите, откуда у нас появился воздух? Из нас. Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Ребята, как воздух попадает к нам в организм? Мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом его выдыхаем. Я вам выставлю на мольберте картинку-подсказку: «Воздух есть внутри человека». Воспитатель: но вдохнуть и выдохнуть мы можем много раз. Мы дышим воздухом. Вот откуда мы с вами возьмем много воздуха. Я сейчас надую шарик, который к нам прилетел. А вы потом надуете его друзей, и мы с вами поиграем с нашими шариками. Итог: Воспитатель: какое доброе дело мы с вами сделали сегодня? Дети: нашли для шарика воздух и надули его. Воспитатель: ребята, расскажите шарику, где мы искали для него воздух. Дети: сначала в пустом стакане, потом в мыльных пузырях, затем в бутылках. Но этого воздуха было для шарика мало. Воспитатель: и где мы нашли много воздуха? Дети: в нас, в человеке. Воспитатель: а вообще мы с вами узнали, что воздух есть везде, и он нас постоянно окружает. Возьмите друзей шарика и надуйте их. Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат два апельсина: один в кожуре, а другой без кожуры. Как вы думаете, какой апельсин утонет в воде: в кожуре или без. Возьмите в руки апельсины и скажите, какой из них тяжелее. Да, тот, который в кожуре. Если он тяжелый, значит должен утонуть. Хотите проверить? Опустите в воду апельсины и посмотрите, какой все же утонул. Несмотря на то, что тот, что в кожуре апельсин тяжелее, он держаться на воде, плавает и не тонет. Знаете почему? Ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды. А со второго апельсина мы этот спасательный жилет сняли, поэтому он и утонул. Так и вы, не умея плавать, все же плаваете в море или бассейне, потому что мама вам надевает нарукавники для плавания или надувной круг, в которых есть воздух. Он то вас и держит на поверхности воды. Воспитатель угощает детей дольками апельсина.
|