«Особенности и педагогические находки реализации проекта «Юный финансист» |
Познание | |||
Автор: Овчинникова Валентина Ивановна, Ивчатова Евгения Геннадьевна | |||
23.03.2021 09:31 | |||
«Особенности и педагогические находки реализации проекта «Юный финансист» Формирование финансовой культуры официально признано одной из актуальных задач образования, в том числе и детей дошкольного возраста. Как правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений? С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками образовательного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки), которые вы видите на слайде.
В своей практике мы применяем следующие методы:
Базовой формой и методом реализации является игра. Ребенок осваивает и познает мир через игру. В процессе нее дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержа-ние, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников. В целях достижения оптимального результата рекомендуется исполь-зовать разные игровые методы: сюжетно – ролевые; так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, воспитывает уважение к труду взрослых, определение ранней профориентации. Эти цели, мы реализуем в играх: «Продуктовый магазин», «Автослесарь», «Банк» и т.д. театрализованные игры — один из самых эффективных методов обуче-ния, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов. На слайде вы видите примеры театрализованных игр (теремок, кот в сапогах, три поросенка) интеллектуальные игры — способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений; учат классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами, обогащать словарный запас. Предлагаем вашему вниманию примеры игр: (кем быть, экономические сказки, путешествие по магазинам) Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствуют словесные методы:
К формам наглядного методы мы отнесли просмотр мультфильмов, рассматривание и сравнение денежных купюр разных стран, энциклопедий, просмотр презентаций. С целью реального восприятия ребенком предметов. Усвоение новых знаний и умений, имеющих практический характер, мы реализуем посредствам: эксперимента, во время которого ребенок осуществляет воздействие на объект познания с целью установления его свойств, связей (пример эксперимента: дети «взвешивают» на ладонях или подбрасывают купюру и монету) исследовательской деятельности – учит детей пользоваться приборами для экспериментов; правильно словесно комментировать процесс, тем самым развивать культуру речи, позволяет ставить цель и различными способами ее достигает (пример: на столе два стакана с водой, в один стакан опустите монету, а во второй банкноту. Что случилось с деньгами?) художественной деятельности — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста, это специфическое образное познание действительности. Эффективным метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель – родитель – ребенок» является проектный метод. Участники проекта осваивают новые понятия, формируют представления о финансовой культуре. Для того чтобы заинтересовать дошкольника, должны быть актуальная проблема, проблемный вопрос, которые должны быть сформулированы таким образом, чтобы ребенку захотелось найти на него ответ. Средства реализации программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффектив-ность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы). Для успешной реализации программы по формированию основ финансовой грамотности должны быть обеспечены следующие условия:
Вывод: практика показала, чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем быстрее формируется финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности.
|