КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. ТЕМА: «НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ — ОРГАНЫ ЧУВСТВ» |
Познание | |||
Автор: Разливаева Ирина Викторовна | |||
08.03.2021 12:30 | |||
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. ТЕМА: «НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ — ОРГАНЫ ЧУВСТВ» Подготовила воспитатель: Разливаева И.В МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА 2021 г. Тема: «Наши верные помощники — органы чувств» Цель: создание условий для развития и формирования познавательных способностей, осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира. Задачи: Образовательные: активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможности, знать, что полезно, а что вредно для организма; закрепить знания детей о функции органов чувств, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные; формировать умения вести диалог; пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха», «орган зрения», «орган обоняния», «орган осязания», «орган вкуса», расширять кругозор.
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать, делать выводы; развивать интерес к познанию самого себя. Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; способствовать развитию уверенности в себе. Предварительная работа: беседы о здоровом образе жизни. Рассматривание книг, плакатов, иллюстраций о строении тела человека, рисование и лепка человека. Оборудование: аудиозапись письма; папка исследования; модель «Мозг и его помощники- пять органов чувств»; Д/И «Чудо нос»; Д/И «Определи на вкус»; мини плакат «Вкусовые зоны языка», карточки артикуляционной гимнастики; Д/И «Узнай по звуку», Д/И «Чудесный мешочек» с блоками «Дьенеша», схема заданий с символами блоков — Машина; Методы и приемы:
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии:
Ход занятия: I. Вводная часть (3 минуты) Введение в ситуацию. Мотивировать детей на включение в деятельность. Я здороваюсь везде: дома и на улице. Даже "Здравствуй" говорю я соседкой курице. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, утро! Здравствуй, день! Мне здороваться не лень! Здрав-ствуй-те! Постановка проблемы и мотивация детей. Воспитатель: – Ребята, сегодня мне пришло голосовое СМС, давайте вместе прослушаем и решим, что нам делать. Голосовое письмо: «Дорогие ребята, в нашем городе «Лучики» случилась беда. На нас напал злой вирус КОВИД и мы разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе всё перепуталось. Помогите нам снова научиться пользоваться органами чувств» – Ну, что ребята, поможем «Лучикам»? –Сначала нам необходимо составить план добычи информации об органах чувств. Давайте вспомним, как мы можем информацию добыть? – Молодцы вы всё правильно вспомнили! И теперь всеми этими способами мы будем добывать информацию, и складывать в папку, чтоб потом её отправить жителям города «Лучики». II. Основная часть (20 минут) 1. Первый способ подумать самостоятельно! А скажите, чем вы думаете? –А как вы думаете, для чего нам нужна голова? –Как вы думаете, что у нас внутри головы? –А зачем он нужен? Человеческий мозг — очень сложное устройство! Ведь он выполняет роль хранилища всей информации, которую человек приобретает за всю жизнь! – А вы знаете, что у мозга есть помощники? Они называются «органы чувств». Предлагаю вам отгадывать первую загадку. Орган он необходимый Даже если очень длинный, Пусть курносый, пусть картошкой, Хоть ты взрослый, хоть ты крошка. Что же это? Вам вопрос. Догадались? Это (нос) –Правильно, ребята, это нос. –Давайте с вами подышим: Вдохнем глубоко через нос и медленно выдохнем. Повторить 3-4 раза. Подышали? –А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос». В этих баночках находятся некоторые продукты. А вы сейчас попробуйте отгадать по запаху, что находится в баночках (Дети по очереди определяют по запаху содержимое емкости, где находятся: чеснок, лимон, лук, огурец, кофе, апельсин, хвоя, ваниль) и раскладывают на соответствующие картинки. –Так зачем человеку нужен нос и как он помогает нам в жизни? Дети: С его помощью различают запахи, дышат. Молодцы! И мы получаем первую картинку помощника органов чувств- НОС! Он отвечает за обоняние. 2. Второй способ спросить у другого человека (Воспитателя) –Отгадайте следующую загадку: Если б не было его Не сказал бы ничего. (Язык) –Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус) –А определить продукты на вкус нам помогает…? (Язык) Сейчас я предлагаю поиграть с нашими гостями. Игра называется «Определи на вкус» Наши гости наденут повязки на глаза, а вы ребята выбирайте понравившиеся продукты и угощайте гостей, а они должны угадывать, какой вкус. (кислый, горький, сладкий, солёный) Задавайте вопросы нашим гостям: какие бывают вкусы? Посмотрите в зеркало и покажите себе язык. Вы видите маленькие пупырышки на языке? Это вкусовые сосочки. –А теперь посмотрите на картинку у языка есть зоны отвечающие за вкусы. Каждый участок языка воспринимает какой-то вкус: кончик языка распознает сладкое, корень языка – скажет вам, что ты взял в рот горькое, бока языка знают много о кислом. –Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки. Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения. Выполняется Артикуляционная гимнастика: Молодцы! Мы получаем вторую картинку помощника органов чувств- ЯЗЫК! Он отвечает за вкус. 3. Третий способ посмотреть по телевизору, в интернете. Отгадайте ребята, о каком органе чувств мы будем добывать информацию: Видеть папу, видеть маму, Видеть небо и леса Помогают нам: (Глаза) –Глаза — это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего нужны глаза? (Ответы детей) –Сейчас мы получим информацию через просмотр мультфильма: «Детям о глазах» (Просмотр мультфильма 1 мин. 40 сек.) Чтобы глаза хорошо видели, нужно делать специальную гимнастику. Давайте ее сейчас и сделаем. Зрительная гимнастика: Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро — быстро поморгаем И немножечко потрем! Молодцы! Мы получаем третья картинку помощников органов чувств- ГЛАЗА! Они отвечают за зрение. А теперь пора нам размяться: (Физминутка «Наше тело») Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Раз — присели, два — привстали, Руки кверху все подняли. Сели — встали, сели — встали, Ванькой-Встанькой словно стали. Руки к телу все прижали На носочки все мы встали, А потом на пяточки.. Раз — два, раз — два Поиграем мы пока! 4. Следующий способ добычи информации –Поэкспериментировать. Слушаем загадку о следующем органе чувств: Маша слушает в лесу, как кричат кукушки, А для этого нужны нашей Маше… (Уши) –Молодцы, все отгадали. Уши – органы слуха, тоже важный орган чувств. Для чего нам нужны уши? Проведём эксперимент? –Сейчас вы услышите разные звуки, кому я кину мяч, тот и найдёт нужную картинку, только все действия необходимо выполнять в полной тишине. (Включаю запись разных звуков, дети отгадывают) – Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки. – Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни? Дети: Уши помогают нам слышать звуки. Дотроньтесь до своего уха. То, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце прохода находится тоненькая плёночка. Называется перепонка. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим. – Очень полезно для наших ушей делать зарядку! Мы ладошки разотрем, Смело ушки мы возьмем, Сверху- вниз мы их пощиплем, Пальчиками разотрем. – Молодцы! И еще один помощник появляется у нашего мозга УШИ. 5. И теперь мы будем наблюдать -Ребята, чем мы можем ещё почувствовать, если мы закроем глаза? (кожа) -Для чего нам нужна кожа? Кожа выполняет защитную функцию организма. -Предлагаю вам разделиться на две команды: команду девочек и команду мальчиков и поиграть в игру «Чудесный мешочек», только задания будут выполнять разные. Игра «Чудесный мешочек» с блоками Дьенеша, дети на ощупь описывают кубики. И выкладывают в «Круги Эйлера» например: в круг выкладываем только тонкие фигуры, а за круг только не тонкие. Молодцы! И еще один помощники появляется у нашего мозга ПАЛЬЦЫ! III. Заключительная часть (2 минуты) Рефлексия – Вот мы с вами и познакомились с помощниками нашего мозга – органами чувств. Назовите их теперь: нос нужен для…; рот для…; уши для…; глаза для…, кожа для… Всё это органы чувств.. Сегодня вы узнали много интересного об органах чувств. –Что нового вы узнали? -И так мы с вами молодцы, хорошо потрудились Давайте соберём нашу папку с добытой информацией и отправим жителям города «Лучики», чтоб они вылечились и к ним вернулись органы чувств.
|