РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ ВОЛГО – ДОНСКОГО КРАЯ» ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ |
Познание | |||
Автор: Шарафиева Галина Васильевна, Тузова Светлана Викторовна | |||
08.03.2021 10:19 | |||
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ ВОЛГО – ДОНСКОГО КРАЯ» ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ Воспитатели МОУ детского сада № 377 г. Волгограда Кировского района: Шарафиева Галина Васильевна, Тузова Светлана Викторовна. В системе экологического образования дошкольников важное место занимает знакомство детей с природой родного края. Региональная программа «Животные и растения Волго-Донского края» Л.Б. Черезовой и С.Г. Филонской, которая используя в работе со старшими дошкольниками, позволяет им изучать краеведческий материал природоведческой тематики. С введением ФГОС дошкольного образования возникает необходимость поиска новых средств, инновационных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как, любознательность, самостоятельность, активность, инициативность. Одним из методов структуризации изученного материала программы, закрепления и обобщения пройденного материала в процессе изучения экологических тем выступают интеллект — карты. Этот метод является универсальным способом познания ребенком мира природы, запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и познавательные способности детей и активизируется мышление. Работа с интеллект — картой помогает пробудить у ребёнка способность к изображению на листе ватмана экологической темы, структурировать информацию, которую детям предстоит усвоить, разбив её на конкретные образные единицы. Данная технология основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте, обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
При составлении интеллект — карт ребенок передает свои мысли и ассоциации, связанные с изучаемой экологической темой, на лист ватмана, делая их наглядными и понятными. Чтобы карта получилась более информативной и понятной ребенку-дошкольнику, дети используют цветные карандаши, фломастеры. Главная идея размещается в центре листа. Для ее изображения ребята с огромным интересом подбирают необходимое изображение, ассоциативно связанное с основной темой. Сами придумывают названия основных линий, которые отходят от центра, рисуют дополнительные ветки, на которых размещают картинки природных объектов или рисунки. Интеллект – карты используются в двух вариантах: сбор материала об объектах природы, обобщение и закрепление пройденного материала по экологическим темам. Если карта используется в процессе изучения нового материала, она находится на доске всю тематическую неделю. У детей есть возможность разместить на ней новую информацию. А при закреплении и обобщении изученной темы интеллект-карта становится дидактическим пособием по пройденной экологической теме. Работа с интеллект – картами вызывает у детей большой интерес и активность, потому что они постоянно общаются друг с другом и воспитателем, обсуждают варианты составления карт, вносят свои предложения, идеи. Это помогает ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями природы. Составление интеллект — карт способствовало расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира родного края, формированию эмоционально-положительного и бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления. Процесс построения интеллект-карт делает экологическое образование дошкольников творческим и увлекательным, позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|