Методическая разработка «Лаборатория профессора Чудакова» (экспериментирование)
Цель: развитие познавательной активностиу детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- научить детей проводить несложные опыты с водой и красками;
- продолжить дальнейшее знакомство со свойствами воды (вода растворяет, вода может менять свой цвет и плотность) в процессе исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
- развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой и краской;
- развивать мелкую моторику и координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в парах, сотрудничать;
- воспитывать усидчивость и аккуратность.
Организация детских видов деятельности: продуктивная, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Формы совместной деятельности взрослых и детей: беседа, пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики», опыт «Цветные слои», музыкальная игра «Капельки».
Пособия: презентация PowerPoint, инструкции-схемы проведения опытов.
Материалы и оборудование: мольберт, проекционный экран, проектор, ноутбук, колонки, прозрачные пластмассовые стаканы (250 мл.), заполненные на ½ водой – 4 штуки, стеклянная или пластмассовая колба (500 мл.), краскигуашевые (синяя, желтая, красная, зеленая) – 4 баночки, палочки-лопатки для краски – 4 штуки, сахар, емкости для сахара, ложкичайные пластмассовые – 4 штуки, шприцы (5 мл.) – 4 штуки, фартукис цифрами 1, 2, 3, 4 по2штуки, столы – 4 штуки, клеенка для стола, стулья – 9 штук; влажные салфетки.
Количество детей: 8
Приемы: наглядный, словесный, практический.
Активизация словаря: лаборатория, инструкция-схема, опыты, плотность.
Этап
образовательной деятельности
|
Организация рабочего пространства
|
Деятельность
взрослого
|
Деятельность детей
|
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Приветствие
|
В зале предусмотрено несколько рабочих пространств: для организации двигательной активности, коммуникативной деятельности, продуктивной деятельности детей.Дети с воспитателем входят в зал и встают свободно.
На экране слайд №1ЗаставкаSkype
|
Воспитатель:Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей.Давайте с ними поздороваемся…
Воспитатель: Ребята, сегодня мой знакомый профессор Чудаков подготовил для вас увлекательный опыт. Но его научная лаборатория находится от нас очень далеко, поэтому мы с ним будем общаться по видеосвязи. Занимайте места перед экраном, чтобы всем было видно. Внимание, выходим на связь.
Воспитатель производит звонок по Skype
|
Дети входят в зал и здороваются со всеми.
Дети занимают места перед экраном
|
Вхождение в проблемную ситуацию
|
На экране слайд №2Мультфильм «В лаборатории профессора Чудакова»
Профессором рассказывает, что приготовил для ребят свой новый интересный опыт. Неожиданно на экране гаснет свет. Профессор сообщает, что в его лаборатории отключилось электричество и предлагает детям выполнить опыт самостоятельно, пообещавприслать инструкции.
Инструкции-схемы
|
Воспитатель:Здравствуйте, уважаемый профессор! Вы на связи.
Воспитатель вместе с детьми смотрит мультфильм.
Воспитатель: Ну что, попробуем самостоятельно выполнить опыт?
А вот, кажется, и инструкции профессора Чудакова пришли к нам по электронной почте.
Воспитатель достает инструкции-схемы и предлагает детям пройти в лабораторию.
|
Дети смотрят мультфильм, проходят в лабораторию
|
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Подготовка к проведению опыта
|
На экране слайд №3 ЗаставкаSkype
Инструкции-схемы
Мольберт
Фартуки
|
Воспитатель размещает инструкции-схемы на мольберте.
Воспитатель:Ребята, давайте внимательно рассмотрим инструкции-схемы, которые нам прислал профессор.
С чего нужно начать опыт?
Что мы будем делать дальше? Что вы видите на схеме?
Все ли схемы одинаковые?
Чем они отличаются?
Чем закончим опыт?
Посмотрите на стол. Есть ли у нас все необходимое для проведения опыта? Что вы видите?..
Теперь можно приступать. Надеваем фартуки.
Ребята, инструкций-то всего четыре, а нас гораздо больше, как поступим?
Воспитатель подводит детей к тому, что необходимо разделиться на пары в соответствии с цифрой на фартуке. Предлагает каждой паре выбрать понравившеюся схему и занять место за рабочим столом.
|
Дети знакомятся с инструкциями-схемами, обсуждают их, надевают фартуки, делятся на пары, выбирают понравившуюся схему.
|
Ситуативный разговор
|
На экране слайд №3 ЗаставкаSkype
Столы
Оборудование для проведения опыта
|
Воспитатель:Но прежде чем мы приступим, подумайте и скажите, есть ли правила безопасности при проведении опытов? Предлагаю вспомнить, какие правила безопасности нужно соблюдать.
Педагог вместе с детьми вспоминает правила безопасности.
|
Дети вместе с воспитателем формулируют правила безопасности при проведении опытов
|
Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
|
На экране слайд №3 ЗаставкаSkype
Столы
Оборудование для проведения опыта
|
Воспитатель: Перед тем как начать опыт, предлагаю подготовить наши пальчики.
«Дружно пальцы встали в ряд – Десять крепеньких ребят. Эти два – всему указка, Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка, Два здоровых бодрячка. Ну, а эти – безымянны, Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них – Два больших и удалых»
|
Дети выполняют пальчиковую гимнастику
|
Опыт «Цветные слои»
|
На экране слайд №3 ЗаставкаSkype
Столы
Оборудование для проведения опыта
|
Воспитатель:Ребята, теперь мы готовы к проведению опыта. Давайте приступим. Будьте внимательны, следуйте инструкции.
После проведения первой части опыта воспитатель задает уточняющие вопросы:
Что стало с сахаром, после того, как вы добавили его в воду?
Что изменилось после того, как вы добавили в стаканчик краску?
А теперь давайте продолжим наш опыт.
Что вы видите на инструкции-схеме? Что мы должны сделать?
Наберите полученную воду в шприц.
Я сейчас подойду к каждой паре по очереди. Вам нужно вылить содержимое шприца в мой стакан.
К кому первому я должна подойти? Почему?
В случае затруднений воспитатель предлагает детям обратить внимание на инструкцию-схему.
Посмотрите, что у нас получилось.
Краски смешались?
Как вы думаете, какой компонент не дал краскам смешаться?..
Наши цветные жидкости не смешались, потому что у них разная плотность.
Дело в том, что все вещества и предметы состоят из мельчайших частиц – молекул. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу, это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. Количество сахара, который вы добавляли в воду в ваших стаканчиках, было разным. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой располагается в стакане.
При рассказе воспитатель использует магниты и магнитную доску для демонстрации расположения молекул при разной плотности веществ.
|
Дети проводят опыт в соответствии с выбранными инструкциями-схемами, отвечают на вопросы воспитателя.
По окончании опыта делают выводы.
|
Динамическая пауза: музыкальная игра «Капельки»
|
На экране слайд №4
Видео музыкальная игра «Капельки»
|
Воспитатель: Ребята, наверное вы немного устали? Давайте немного отдохнем и поиграем с капельками воды. Выходите из-за столов и снимайте свои фартуки.
С неба капельки летели, в ручейки попасть хотели. И захватывая дух, капельки упали - бух! Капельки - прыг-прыг, Капельки - хлоп-хлоп, Капельки - топ-топ-топ-топ-топ. С неба капельки упали, ручейками побежали. Побежали ручейки, и прозрачны, и легки. Капельки - прыг-прыг, Капельки - хлоп-хлоп, Капельки - топ-топ-топ-топ-топ.
|
Дети выходят из-за столов, снимают фартуки и проходят на середину зала и повторяют движения за воспитателем. В конце динамической паузы дети присаживаются на стульчики.
|
Рефлексия:
|
На экране слайд № 3 ЗаставкаSkype
Стулья
Слайд № 5«В лаборатории профессора Чудакова»
Профессор Чудаков вновь приветствует детей, интересуется, как прошел опыт. После рассказа детей хвалит их и дарит книгу с занимательными опытами и экспериментами. Затем прощается с детьми.
|
Воспитатель:Ребята, давайте расскажем профессору, как прошел наш опыт.
Воспитатель производит звонок по Skype, обращается к профессору.
Здравствуйте, профессор. Спасибо Вам большое за полезные инструкции-схемы. Мы с ребятами провели опыты и узнали много интересного о свойствах воды.
Воспитатель обращается к детям:
Ребята, давайте расскажем профессору про наш опыт.
Что мы сделали сначала?
Что потом?
Чем мы закончили опыт?
О каких свойствах воды мы с вами узнали из этого опыта?
Почему слои с цветной водой не перемешались в нашем стакане?
Воспитатель хвалит детей, достает книгу с опытами и экспериментами, подаренную профессором, вручает ее детям
|
Дети рассказывают профессору о проведенном опыте, отвечают на вопросы воспитателя.
Получают от воспитателя книгу, прощаются с профессором и гостями, уходят в группу.
|
|