Конспект НОД «Удивительные свойства воздуха» в подготовительной группе. |
Познание | |||
Автор: Саттарова Айгуль Мазитовна | |||
25.01.2021 08:32 | |||
Конспект НОД «Удивительные свойства воздуха» в подготовительной группе. Саттарова Айгуль Мазитовна МБДОУ Детский сад №226 г.Уфа Республика Башкортостан Программное содержание:
Оборудование:
Письмо и посылка от Незнайки, открытка с загадкой, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, алгоритм выполнения каждого эксперимента), мольберт, таблички с именами детей, халаты, прозрачные маленькие стеклянные баночки по количеству детей, кусочки пластилина, салфетки, прозрачные емкости, апельсины чищенные и с кожурой по количеству детей, вата, термометры, полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, стаканы по количеству детей, трубочки, ёмкости с водой, пустые бутылочки, крышки от фломастеров, футлярчики от киндера с разными ароматами, воздушные шары, зубочистки, весы самодельные. Ход ООД В: Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес письмо и посылку для вас, а от кого, мы сейчас узнаем. Давайте прочтем письмо. «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Я хожу в школу, в первый класс. И мне учитель задал домашнее задание: узнать и рассказать о том, что находится в посылке. Помогите пожалуйста». В: Ребята, поможем Незнайке? Д: Да! В: Давайте откроем посылку, и узнаем, что же там находится. Д: Ничего нет! В: Ой пусто. Посмотрите, вот на крышке (с обратной стороны посылки) прикреплена какая-то открытка с загадкой. Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку: Он нужен, чтобы дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Д: Воздух! В: Что же нам прислал Незнайка? Д: Воздух. В: Значит, мы должны собрать информацию для Незнайки о воздухе. В: Ребята, для чего нужен воздух? Д: Чтобы дышать. В: Я знаю, что человек может прожить без еды несколько дней, а без воздуха не больше 5 минут. Сейчас это мы проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать. Д: Плохо. В: Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо. Для дыхания нам нужен воздух. В: Ребята, а кому ещё нужен воздух? Д: Людям, животным, рыбам, растениям. В: А давайте поиграем (на мультимедийной доске появляются картинки. Дети должны выбирать только те объекты. Которым нужен воздух). В: Без дыхания жизни нет, Без дыханья меркнет свет, Дышат птицы и цветы, Дышит он, и я, и ты. В: Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? Д: Обогащенный кислородом. В: Воздух состоит из кислорода, мы им дышим, а выдыхаем углекислый газ. Откуда появляется воздух обогащенный кислородом? Д: Выделяют деревья, растения и т.д. т.е. выделяет растительный мир. Чем больше растений, тем больше кислорода т.е. чистого воздуха, поэтому побольше нужно сажать деревья, растения. В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Как называется помещение где работают ученый, где много предметов для исследований? Д: Лаборатория. В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие правила вы знаете? В: Соблюдать тишину, нельзя без разрешения начинать проводить опыты, нюхать предметы и т.д. В: Я приглашаю вас в лабораторию (дети надевают халаты, чепчики и подходят к столам). Вот теперь вы настоящие научные сотрудники. В: Ребята, мы только что сказали, что воздух очень нужен нам. Где можно увидеть его? Д: Воздух есть везде. В: Давайте проведем эксперимент (Эксперимент №1 «Воздух прозрачный, он везде»). В: Возьмите полиэтиленовый мешок. Посмотрите, что в нём? Д: Он пуст. В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь наберите в мешок воздух и закрутите его. Что произошло с мешком? Что в нем находится? Д: Ответы детей. В: Действительно, мешок изменил форму, он полон воздуха. На что похож? Д: …… В: Теперь развяжем мешок и выпустим воздух. Что изменилось? Мешок опять стал пустым. Д: ……… В: Да ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть везде, он вокруг нас, и его нельзя увидеть, он прозрачный. В: Ребята, ученые всегда фиксируют свои исследования. Открытия т.е. записывают. Давайте мы тоже зафиксируем это свойство воздуха. Воздух не имеет цвета, он прозрачный (воспитатель берет прозрачную пленку и прикрепляет к мольберту). Эксперимент №2 «Воздух не имеет формы» В: А сейчас давайте возьмём воздушные шары и подуем (у детей шары разной формы). Что происходит? Д: Шарик надувается. В: Потому что в вас тоже есть воздух. Мы дышим, вдыхаем кислород через нос, а выдыхаем углекислый газ. Вот этим углекислым газом наполнили сейчас шары. В: Скажите, какую форму приобрел воздух? Д: Форму шарика. В: А когда наполняли мешок полиэтиленовый? Д: Форму мешка. В: Какой вывод можно сделать? Д: Воздух не имеет формы. Принимает форму того предмета, в котором находится. (В-ль прикрепляет к доске карточки с разнообразными фигурами). В: Ой, как много предметов в нашей лаборатории. Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах? Давайте проверим. У меня в руке баночка. Что в ней находится? Д: Ничего, пустая. В: Сейчас проверим ваши версии. Эксперимент №3 «Есть ли воздух в баночке». В: Ребята, у вас на столах лежат необходимые предметы для данного опыта. Вам нужно взять баночку, прикрепить на дно салфетку с помощью пластилина. Затем переворачиваем баночку вверх дном, держим его прямо, вертикально и опускаем в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем баночку вынимаем из воды. В: Что произошло с салфеткой? Д: Она сухая. В: Почему, ведь мы опускали в воду? Д: Ответы детей. В: Давайте сделаем вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в баночке, он не пускал воду. Отметим это свойство (в-ль прикрепляет к доске картинку). В: Ребята, есть ли воздух в овощах и фруктах? Давайте проверим. Перед вами 2 апельсина: с кожурой и без. Положите апельсин с кожурой в емкость с водой. Что происходит? Д: Апельсин не тонет. В: А сейчас возьмите очищенный апельсин и положите в другую посуду с водой. Что происходит? Д: Апельсин упал на дно. В: Почему? Д: Ответы детей В: Потому что в кожуре апельсина есть воздух, поэтому он не тонет. В: Ребята, сегодня мы были научными сотрудниками и провели опыты. Давайте перечислим какими свойствами обладает воздух? Д: Ответы детей. В: А сейчас давайте нарисуем рисунок с помощью воздуха, такая техника называется – кляксография. Дети на заранее приготовленный фон наносят небольшое количество гуаши, затем на это пятно дуют из трубочки в разные направления. Конец трубочки не касается ни пятна, ни трубочки. Дети под тихую музыку выполняют задание. В: Вот какие молодцы! Удивительные рисунки получились! Незнайке очень понравятся ваши рисунки, мы их обязательно отправим ему.
|