Конспект занятия опытно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе по лексической теме «Продукты питания» «Где прячется крахмал» |
Познание | |||
Автор: Бальникова Наталья Александровна | |||
17.01.2021 23:08 | |||
Конспект занятия опытно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе по лексической теме «Продукты питания» «Где прячется крахмал» Цель: Способствовать формированию знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека. Задачи:
Оборудование и материал: чистые салфетки, клеенка, фартуки для работы, куски марли, емкость с водой, чашки, терка, ложка столовая, ложки и стаканчики одноразовые, сахар, крахмал, соль, мука, крупа манка. Клубни картофеля, различные продукты питания, вода, емкости для опыта йод, пипетки.
Ход занятия 1 часть занятия: организационная. Воспитатель показывает коробку, внутри которой лежит клубень картофеля. Я пришла к вам не с пустыми руками, как вы думаете, что у меня в этой коробке лежит? Хотите узнать? Коробочку можно открыть только тогда, когда вы разгадаете мою загадку: Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? (Показать клубень картофеля, спрятанный в коробке, — подтвердить отгадку) Воспитатель: — Сегодня мы как всегда не просто дети, а настоящие ученые исследователи. - Скажите, кто такие ученые? Чем они занимаются? (ответы детей) - Правильно, ученые занимаются наукой. Ученые проводят различные опыты, эксперименты. Сначала ученые задают вопросы, а потом сами пытаются на них ответить. Полученные результаты своих исследований учение обязательно фиксируют в специальных журналах. - Поскольку, вы сегодня тоже будете учеными, то вам тоже предстоит поставить проблемный вопрос, найти на него ответ, проведя опыты, зафиксировать результаты своих опытов и конечно, сделать выводы. - Ребята, а где ученые проводят свои эксперименты, исследования? (ответы детей) - Вот и мы с вами сейчас отправляемся в нашу мини — лабораторию. Воспитатель: Вопросы детям: - Что такое лаборатория? - Что в ней происходит? - Какие правила техники безопасности нужно соблюдать в лаборатории? А сейчас я вам предлагаю превратиться в юных лаборантов (дети надевают форму и бейджики со своими именами). 2 часть занятия практическая Опыт № 1 «Практическая работа» Воспитатель предлагает детям рассмотреть 5 веществ белого цвета: сахар, соль, муку, манку, крахмал. (Задание: — определить названия веществ по внешнему виду; - уточнить сходство и различие веществ). Если не смогут назвать последнее вещество, его называет воспитатель. - Ребята, у вас на столах тарелочки с неизвестным веществом. Это и есть объект нашего исследования. - Потрогайте это вещество. - Что ощущаете? (поскрипывает на пальцах) - Давайте опишем это вещество. Какое оно? (порошок белого цвета) - А теперь я предлагаю вам проверить еще одно свойство этого вещества – растворимость в воде. - Как можно это проверить? (добавить в воду и размешать) - Добавьте в стакан с водой ложку этого вещества и размешайте. - Какой вывод можно сделать? (это вещество в холодной воде не растворяется) - Итак, давайте обобщим свойства, которыми обладает объект нашего исследования. (порошок белого цвета, не растворяется в воде, поскрипывает при сжатии) - Сегодня на занятии, в ходе проведенных экспериментов мы с вами должны будем ответить на следующие вопросы:
- Если в конце занятия мы сможем ответить на эти вопросы, то наше занятие прошло успешно. Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с заданием. Теперь я предлагаю немного отдохнуть. Физминутка «Мы не будем торопиться» Разминая поясницу, Мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.) Чтобы стать ещё умнее, Мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.) Раз-два-три-четыре-пять, Ноги надо нам размять. (Приседания.) Напоследок, всем известно, Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.) От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.) Вопросы к детям: -Ребята, а как вы думаете из чего получают крахмал? (Выслушать предположение детей и, если никто не даст правильного ответа, объяснить, что его получают из картофеля.) Опыт № 2 «Крахмал из картофеля» Воспитатель: Хотите, я вам расскажу, как можно получить крахмал? Какой предмет кухонной утвари нужно использовать, чтобы измельчить картофель? (Мясорубку, терку, кухонный комбайн, нож.) Показать детям терку, рассказать о техники безопасности при работе с ней. Воспитатель: Ребята, давайте сегодня выполним эту работу. (Натереть 1 — 2 картофелины, рассмотреть полученную массу.) Во что превратился клубень? (В кашицу.) Воспитатель: Рассмотрите, пожалуйста, все предметы и подумайте, как с их помощью мы можем получить крахмал. (Выслушать предложение детей, если никто не отвечает, то рассказать о процессе получения крахмала: натертый картофель положить в марлю и промыть в воде). Воспитатель: Вы хотите поучаствовать? Что мы сейчас будем делать? (Получать крахмал, промывая картофельную массу в воде). Каждый ребенок промывает картофельную массу в марлевом мешочке. Воспитатель: «Обнаружили крахмал?» (сквозь мутную воду дети его могут не увидеть). Давайте посмотрим на дно тарелки, здесь можно увидеть осадок – это и есть крахмал. Воспитатель: Как вы получили крахмал? (Ответы детей.) Что доказали? (Доказали, что он есть в картофеле.) Опыт №3 «Как обнаружить крахмал» - Осталось выяснить — где прячется крахмал – «невидимка». - А зачем людям крахмал? Где его используют? (ответы детей) - Правильно крахмал используют для приготовления киселя, при выпечке тортов, как компонент лекарственных средств – его добавляют в таблетки. А еще при помощи крахмала можно накрахмалить рубашки и юбки. - Ребята, а как думаете, вы употребляете крахмал в пищу? (ответы детей) - Конечно, ложками мы крахмал не едим. Но оказывается, что крахмал – это невидимое вещество, которое содержится в большинстве продуктов, которые мы с вами употребляем в пищу. Но просто так увидеть крахмал в продуктах мы не можем. - Итак, начинаем. Чтобы обнаружить, где содержится крахмал, нам понадобится «волшебная» жидкость – обычная настойка йода из домашней аптечки. - Давайте сначала выясним, какого цвета йод. - Капните йод при помощи пипетки на ватный диск на тарелочке. - Что увидели? Какого цвета йод? (коричневого) - А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если капелька йода встретится с крахмалом. - Для этого проведем следующий опыт. — Возьмем 2 стакана с чистой водой. В первый стакан добавлять ничего не будем. Во второй стакан добавим 1 ложку крахмала. — А теперь добавим несколько капель йода в каждый из стаканов. - Что наблюдаете? (ответы детей) (В стаканах №1 раствор пожелтел. В стакане №2, где был раствор с крахмалом, йод изменил цвет на фиолетовый) - Итак, какой вывод можно сделать? (если крахмала нет, то йод сохраняет свой цвет, а если есть крахмал, то йод меняет цвет на фиолетовый) - То есть присутствие крахмала во всех продуктах можно проверить одной каплей йода. - Ребята, теперь вы можете ответить на второй вопрос нашего занятия? - Так как же обнаружить крахмал? (при помощи йода) Капаем йод на срез продукта:
-Что произошло? (Ответы детей) Результат: Если после нанесения йода на продукт, он окрасился в синий или черный цвет — значит в нём высокое содержание крахмала, а если продукт не поменял цвет, значит, в нем нет крахмала. - Вот мы нашли ответ и на второй вопрос, как обнаружить крахмал! (Дети зарисовывают в тетрадях опыт) 3 часть занятия рефлексия - Расскажите о каком веществе мы сегодня говорили? - Где прячется крахмал? - С помощью какого вещества можно обнаружить крахмал? - Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, сегодня вы были настоящими учеными.
|