Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Юные исследователи»
Познание
Автор: Байкова Екатерина Алексеевна   
08.01.2021 10:19

Проект «Юные исследователи»Проект «Юные исследователи»

Воспитатель высшей квалифицированной категории МБДОУ детский сад № 116 Байкова Екатерина Алексеевна Тверь Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №116 г.Тверь, 170028, ул. Орджоникидзе, д. 45-а, т.58-73-21

Содержание:

  1. Актуальность
  2. Проблема
  3. Цели
  4. Задачи
  5. Этапы реализации проекта
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы

Дошкольный возраст – период активного роста и развития ребёнка, стремящегося всё потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно. Давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей. Чем большее количество информации получит мозг ребёнка через различные анализаторы, тем лучше ребёнок будет функционировать, тем богаче будет его опыт. Академик Н.Н. Подьяков выделяет деятельность экспериментирования, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

 

Актуальность:

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. А экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Проблема: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Цель проекта: – создание условий для формирования основ целостного мироведения ребёнка среднего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи:

Обучающие задачи:

  1. Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира (различные свойства веществ, основные виды и характеристики движения, основные виды и характеристики движения, основные физические явления).
  2. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических эксперимент.
  3. Повышать уровень развития любознательности, исследовательских навыков умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, соблюдать последовательность действий при проведении опытов, отбирать необходимые материалы для самостоятельной деятельности.

Развивающие задачи:

  1. Развивать память, мышление, внимание, общую и мелкую моторику.
  2. Развивать познавательный интерес экспериментированию.

Речевые задачи:

  1. Развивать речь: обогащать словарный запас детей, знакомить с терминами.
  2. Закреплять умение давать полные ответы на поставленные вопросы. делать выводы, строить логические речевые высказывания.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение сотрудничать с другими детьми, оказывать помощь друг другу.
  2. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Тип проекта: практико-экспериментальный.

Объект исследования: познавательный интерес детей к объектам природы.

План реализации: 2 месяца

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций

Ожидаемый результат:

У дошкольников развиваются умения:

  • активно познавать окружающий мир;
  • применять разные способы детского экспериментирования;
  • ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;
  • доказательно объяснять полученный результат;
  • У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный.

  1. Изучение методической литературы по теме проекта.
  2. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
  3. Подбор для занятий:
  • практические методы (опыты, эксперименты)
  • наглядные методы (модели, схемы и т.д.)
  • словесные методы (пояснения, рассказ, познавательные сказки)

Основной этап:

  1. Планирование экспериментальной деятельности на период с январь – февраль 2019 года.
  2. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

Заключительный этап:

  1. Сформировать картотеку по экспериментам.
  2. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования.

Реализация проекта:

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою работу, где реализация поставленных задач осуществляется в рамках нерегламентированной образовательной деятельности. Работа проводилась в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. После эксперимента использовала воспитательные моменты — дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.

Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, ленточки, флажки.

По проекту «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы в средней группе» предусмотрена также работа с родителями.

  1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».
  2. Консультация для родителей «Волшебная водичка».
  3. Оказание помощи в создании детской лаборатории.
  4. Подбор материалов, предметов для коллекций.
  5. Итоговое мероприятие с родителями «Неизведанное рядом».
  6. Памятка для родителей «экспериментирование с водой» и консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Памятка для детей: «Правила техники безопасности при проведении опытов»

  • Аккуратно пользоваться емкостью для воды.
  • Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе
  • Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
  • Не пробовать на вкус вещества.

Заключение.

  • Дети познакомились со свойствами окружающего мира (различные свойства веществ, основные виды и характеристики движения, основные виды и характеристики движения, основные физические явления).
  • Повысили уровень развития любознательности, исследовательских навыков: умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, соблюдать последовательность действий при проведении опытов, отбирать необходимые материалы для самостоятельной деятельности.
  • В развитии речи мы обогатили словарный запас детей, знакомились с терминами, закрепляли умение давать полные ответы на поставленные вопросы, делали выводы, строили логические речевые высказывания.
  • Воспитывали умение сотрудничать с другими детьми, помогали друг другу.
  • Формировали опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Дети узнали о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, текучая).
  • Научились обнаружить воздух в пространстве.
  • Умеют называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде). Узнали для кого она нужна и для чего нужна вода.
  • Научились анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Совместно с родителями и детьми мы планируем провести открытое мероприятие на тему: «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты», где каждая семья совместно со своим ребенком знакомят нас со своими опытами.

Кроме того, мы оформили выставку картотек наших опытов, энциклопедий для дошкольников, зарисовки детей после проведения опытов в течение реализации нашего проекта.

Список использованной литературы:

  1. Дыбина О. В Неизведанный ряд: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005
  2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» // Вопросы психологии, 1990. №
  4. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  5. Интернет ресурсы.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год