Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «СВОЙСТВА ВОЗДУХА» |
Познание | |||
Автор: Альджанова Жанна Климентьевна | |||
08.01.2021 16:23 | |||
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «СВОЙСТВА ВОЗДУХА» Альджанова Жанна Климентьевна, воспитатель первой категории Материалы и оборудование:
Символы, обозначающие:
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, может двигаться, может нагреваться и охлаждаться, теплый воздух поднимается вверх; закрепить знания детей о значении воздуха для дыхания; стимулировать желание детей самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. Предварительная работа: Работа по ОБЖ по теме «Дыхание» ХОД ЗАНЯТИЯ Дети входят в зал под музыку, здороваются с гостями. Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в «Научную лабораторию «Знай-ка». Наш девиз: (Дети произносят) «Пускай, пока малы мы ростом, В-ль: А для того, чтобы войти в лабораторию, нужно ответить на вопрос: «Как вы думаете, что такое экология? (Ответы детей) (Предполагаемые ответы: чистый воздух; чистая вода; голубая речка; красивый лес; в лесу много ягод, грибов; все животные в лесу здоровые; много красивых бабочек; богатый урожай; цветущий луг; высокое голубое небо; чистый родник и т.д.) Дети проходят в лабораторию. В-ль. Молодцы, ребята! Вы догадались, что мы будем говорить о природе, а о чем конкретно: Отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь Правильно, ребята, это воздух. (Дети поворачиваются к плакату) Мы знаем, что человек не может жить без воздуха. Вдох – выдох! Вдох – выдох! (Дети делают вдох – выдох) -Дети, а что же происходит при вдохе? (Ответ детей: воздух попадает в легкие человека)
В_ль: правильно, ребята. Воздух через дыхательные пути попадает в легкие человека, отдает человеку полезные вещества – кислород, забирает вредные – углекислый газ, и выталкивает углекислый газ наружу. ИТАК, воздух необходим для дыхания. Ребята, а что же такое «ВОЗДУХ»? Какими свойствами он обладает? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю отправиться в полет на воздушном шаре. (Подходят к воздушному шару) Песня «Воздушный шар» Воспитатель: Мы отправились в полет на воздушном шаре, И про воздух – невидимку все сейчас узнаем В-ль: Ребята, я только что произнесли слова и мы сразу же познакомились с одним свойством воздуха. Как вы думаете, с каким? Внимательно послушайте. (Воспитатель произносит слова еще раз, выделяя голосом слово «НЕВИДИМКУ»). Воздух – невидимка; скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет) Значит, он какой? (Бесцветный, прозрачный, невидимый). Правильно. (Закрепление символа, обозначающего бесцветность) Ребята, а давайте внимательно посмотрим на наш воздушный шар. Под шаром расположена горелка, которая нагревает воздух. Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Опыт: пустой воздушный шар надеваем на горлышко пластиковой бутылки. Держим ее в течение 1 минуты в горячей воде. (Под музыкальное сопровождение).
Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется, поднимается вверх и заполняет шарик, и шарик надувается.
В-ль: Итак, воздух при охлаждении сжимается, выходит из шарика, поэтому шарик сдувается. Так зачем же нужна горелка воздушному шару? (Чтобы шар полетел) При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Шар поднимается вверх. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается и опускается на землю. Итак, мы познакомились с еще одним свойством воздуха: он может нагреваться и охлаждаться. (Символ) Ребята, также мы узнали, что теплый воздух поднимается вверх. (Символ) Ребята, подумайте и скажите, а как человек использует это свойство теплого воздуха подниматься вверх? (для отопления помещений: батареи ставятся внизу, около пола, а не на потолке).
А мы сейчас проверим. (Воспитатель предлагает детям взять лист белой бумаги и сложить его гармошкой) А теперь помашите сделанным веером.
Ребенок читает ст-е: Знаем, что бывает ветер тихий, нежный, Шумный и холодный, Физ. минутка: Дует ветер с высоты, В зал под музыку влетает Карлсон. В-ль: Кого же к нам ветром занесло? К: Меня! Самого умного, самого красивого, самого доброго Карлсончика! Я к вам в гости прилетел! В-ль: Дети знакомятся со свойствами воздуха. Присоединяйся к нам, и ты узнаешь много нового и интересного! К: А я и так все знаю! Я же по воздуху летаю! В: Тогда ответь на вопрос: А у воздуха есть запах? К: Конечно есть! Я всегда чувствую, когда пахнет плюшками, вареньем и без труда их нахожу! В-ль: Ребята, как вы думаете, прав ли Карлсон? (Ответы детей) Сейчас проверим. Возьмите корку апельсина и помните ее. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином) -Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат? (Этот запах идет от корки) (Дети вытирают руки влажной салфеткой) Воспитатель давит дольку чеснока.
В-ль: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей) В-ль: давайте проверим!
К: Я знаю! Я знаю! В стакане поднялась сильная буря! В: В стакане появились пузырьки. Откуда же они взялись? (Мы выдыхаем воздух, и он выходит наружу)
В-ль предлагает детям еще раз подуть в трубочки, чтобы «побежали пузырьки»
Камень тяжелый, и он утонул. Значит, камень тяжелее воды. А как же воздух, который выходит из трубочек? Он утонул? (Нет, он поднялся вверх) Значит, воздух легче воды. (повторяют Карлсон и 2-3 ребенка). – Установить символ, обозначающий что воздух легче воды. В-ль: Конечно, воздух легче воды. А вообще – то воздух имеет вес, как вы думаете? (Ответы детей) Мы все проверяем, и все узнаем научным путем. Поэтому мы проведем следующий опыт. Для опыта нам понадобятся: шарик надутый воздухом, шарик не надутый и весы. Прикрепляю на весы шарик с воздухом и шарик без воздуха. Посмотрите, что тяжелее: шарик с воздухом или шарик без воздуха? (Ответы детей) Правильно, ребята, шарик с воздухом тяжелее. Значит, воздух имеет вес, только очень – очень маленький. (Прикрепить символ, обозначающий, что воздух имеет вес). В-ль: Ребята, а теперь давайте вспомним свойства воздуха, о которых мы сегодня говорили. Подойдите сюда и посмотрите внимательно на символы. Итак, мы узнали, что воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха, только передает чужие. Воздух легче воды. Воздух может быть теплым и холодным, теплый воздух поднимается вверх. Воздух нужен для жизни людям, животным, растениям. Карлсон: А мне воздух нужен еще и для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе много интересного. Я обо всем расскажу своему другу Малышу. До свидания, ребята! В-ль: Наша научная лаборатория закрывается, но очень скоро мы придем в нее опять и продолжим изучение воздуха, потому что: Мы любопытные ребята, До свидания! (Дети уходят.)
|