Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экономическое воспитание дошкольников как один из шагов на пути к повышению уровня финансовой грамотности населения»
Познание
Автор: Мещерякова Ксения Андреевна   
02.12.2020 20:17

«Экономическое воспитание дошкольников как один из шагов на пути к повышению уровня финансовой грамотности населения»«Экономическое воспитание дошкольников как один из шагов на пути к повышению уровня финансовой грамотности населения»

25 сентября 2017 года была принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Актуальность этой темы продиктована рядом проблем, остро вставшими в современном обществе. Среди них общая низкая финансовая грамотность в стране, нерациональное потребление ресурсов, безответственное к ним отношение, закрепившееся в привычках, и вместе с тем отсутствие единой массовой системы обучения финансовой грамотности населения. Плохо просвещенное в финансовом отношении население легко поддаётся различным обманам и махинациям. И страдают от этого как молодые, «не умудрённые жизненным опытом» люди, так и старшее поколение. Ведь ещё с советских времен сложился неверный стереотип о том, что финансово грамотными необходимо быть только людям, по роду деятельности напрямую связанным с деньгами или ценными бумагами. А ведь современные реалии таковы, что уже младшие школьники имеют карманные деньги, ценные вещи, и потому должны уметь с ними обращаться. Кроме того, сегодняшний школьник и дошкольник – это в будущем взрослые члены общества, и от того, чему они научатся сейчас, какой пример ведения хозяйства будут видеть перед глазами, какие привычки сформируют зависит то, насколько успешной и обеспеченной будет их дальнейшая жизнь.

Неоднозначно обстоят дела и в семейном просвещении детей на тему финансов и их использования. Многие родители хотят для своего ребёнка лучшее, но забывают, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Обязанность родителей объяснить ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги. Поэтому я пришла к выводу о том, что одну из задач дошкольного образования, закреплённую в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, — развитие предпосылок успешной социализации дошкольника, – невозможно реализовать без введения в дошкольном образовательном учреждении систематической работы по формированию основ финансовой грамотности. Большинство наших воспитанников продолжат жить, учиться и взрослеть в Санкт-Петербурге. Это должно сказываться на построении специфических, региональных, составляющих образовательного процесса. В числе прочих компетенций жители мегаполиса должны обладать и финансовой грамотностью. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, а к тому, что имеешь, относиться бережно и разумно. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное, зачастую неверное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.

Содержание работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.

Необходимо сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по следующим направлениям:

  • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию
  • с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой
  • научить правильно относиться к рекламе, разбираться в её содержании и назначении; — вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности
  • дать понятие о том, что стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести
  • показать, как взрослые люди ведут учет доходов и расходов для обеспечения надёжности и благополучия жизни своей семьи
  • сформировать представление о финансовой безопасности (то есть о том, что деньги могут быть интересны не только их обладателю, но и посторонним лицам)
  • и главное! – привить понимание того, что главные ценности – жизнь, любовь, радость близких людей – за деньги не купишь!

Формы работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников: дидактические игры, настольно-печатные игры, эвристические беседы ( «Путешествие в прошлое денег», «История игрушки на витрине магазина» и другие), электронные игры- викторины (по аналогии с детской телевизионной интеллектуальной игрой «Самый умный», когда игроки по очереди открывают поля на экране, за которыми спрятаны задания и вопросы), проблемные ситуации, требующие решения и дальнейшего обсуждения с другими детьми и взрослыми, исследовательские проекты, интеллектуальные командные игр)

Работа по формированию основ финансовой грамотности должна быть включена в локальные акты учреждения, иметь отражение в рабочих программах педагогов и может быть зафиксирована в основной образовательной программе дошкольного образования в качестве парциальной программы.

Работа с педагогическими коллективами по организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает в себя внутрифирменное обучение, обучение на курсах повышения квалификации. Работа с родителями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности дошкольников заключается в большинстве своём в консультировании и педагогическом сопровождении процесса воспитания у детей полезных финансовых привычек в семье, предостережении от возможных ошибок.

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности. С детства детям нужно прививать чувство ответственности во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не жить в долг, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Особенно актуально это для жителей крупных и развитых городов. Главная образовательная и воспитательная задача в детском саду – дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, понятие ценности их труда, производимых продуктов и оказываемых услуг. Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это во многом определяет его будущее. Формирование экономического сознания приближает ребенка к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет успешно социализироваться в окружающем мире.

Нормативная база

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Минобранауки Росси от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15)

Методическое обеспечение процесса

Электронные ресурсы:

https: //www. koiro. edu. ru/activities/prioritetnye-proekty-v-sfere-obrazovaniya/finansovaya-gramotnostnaseleniya/

https: //revolution. allbest. ru/pedagogics/00782508_0. html

Методическая литература:

  • Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста Текст: учебно- методическое пособие / Л.Н. Галкина. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015
  • Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007
  • Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. — сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  • Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016
  • Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников// Молодой учёный, 2017, № 8. С.349-351
  • Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год