«Экономическое воспитание дошкольников как один из шагов на пути к повышению уровня финансовой грамотности населения» |
Познание | |||
Автор: Мещерякова Ксения Андреевна | |||
02.12.2020 20:17 | |||
«Экономическое воспитание дошкольников как один из шагов на пути к повышению уровня финансовой грамотности населения» 25 сентября 2017 года была принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Актуальность этой темы продиктована рядом проблем, остро вставшими в современном обществе. Среди них общая низкая финансовая грамотность в стране, нерациональное потребление ресурсов, безответственное к ним отношение, закрепившееся в привычках, и вместе с тем отсутствие единой массовой системы обучения финансовой грамотности населения. Плохо просвещенное в финансовом отношении население легко поддаётся различным обманам и махинациям. И страдают от этого как молодые, «не умудрённые жизненным опытом» люди, так и старшее поколение. Ведь ещё с советских времен сложился неверный стереотип о том, что финансово грамотными необходимо быть только людям, по роду деятельности напрямую связанным с деньгами или ценными бумагами. А ведь современные реалии таковы, что уже младшие школьники имеют карманные деньги, ценные вещи, и потому должны уметь с ними обращаться. Кроме того, сегодняшний школьник и дошкольник – это в будущем взрослые члены общества, и от того, чему они научатся сейчас, какой пример ведения хозяйства будут видеть перед глазами, какие привычки сформируют зависит то, насколько успешной и обеспеченной будет их дальнейшая жизнь. Неоднозначно обстоят дела и в семейном просвещении детей на тему финансов и их использования. Многие родители хотят для своего ребёнка лучшее, но забывают, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Обязанность родителей объяснить ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги. Поэтому я пришла к выводу о том, что одну из задач дошкольного образования, закреплённую в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, — развитие предпосылок успешной социализации дошкольника, – невозможно реализовать без введения в дошкольном образовательном учреждении систематической работы по формированию основ финансовой грамотности. Большинство наших воспитанников продолжат жить, учиться и взрослеть в Санкт-Петербурге. Это должно сказываться на построении специфических, региональных, составляющих образовательного процесса. В числе прочих компетенций жители мегаполиса должны обладать и финансовой грамотностью. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, а к тому, что имеешь, относиться бережно и разумно. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное, зачастую неверное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам. Содержание работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников. Необходимо сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по следующим направлениям:
Формы работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников: дидактические игры, настольно-печатные игры, эвристические беседы ( «Путешествие в прошлое денег», «История игрушки на витрине магазина» и другие), электронные игры- викторины (по аналогии с детской телевизионной интеллектуальной игрой «Самый умный», когда игроки по очереди открывают поля на экране, за которыми спрятаны задания и вопросы), проблемные ситуации, требующие решения и дальнейшего обсуждения с другими детьми и взрослыми, исследовательские проекты, интеллектуальные командные игр) Работа по формированию основ финансовой грамотности должна быть включена в локальные акты учреждения, иметь отражение в рабочих программах педагогов и может быть зафиксирована в основной образовательной программе дошкольного образования в качестве парциальной программы. Работа с педагогическими коллективами по организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает в себя внутрифирменное обучение, обучение на курсах повышения квалификации. Работа с родителями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности дошкольников заключается в большинстве своём в консультировании и педагогическом сопровождении процесса воспитания у детей полезных финансовых привычек в семье, предостережении от возможных ошибок. Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности. С детства детям нужно прививать чувство ответственности во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не жить в долг, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Особенно актуально это для жителей крупных и развитых городов. Главная образовательная и воспитательная задача в детском саду – дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, понятие ценности их труда, производимых продуктов и оказываемых услуг. Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это во многом определяет его будущее. Формирование экономического сознания приближает ребенка к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет успешно социализироваться в окружающем мире. Нормативная база
Методическое обеспечение процесса Электронные ресурсы: https: //www. koiro. edu. ru/activities/prioritetnye-proekty-v-sfere-obrazovaniya/finansovaya-gramotnostnaseleniya/ https: //revolution. allbest. ru/pedagogics/00782508_0. html Методическая литература:
|