«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» |
Познание | |||
Автор: Инкеева Валентина Романовна | |||
03.12.2020 09:20 | |||
«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Инкеева В.Р. воспитатель МДОУдетский сад №126 г. Борзи Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В.А. Сухомлинский. Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплавное, сложное педагогическое явление. Является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством второстепенного воспитания личности ребенка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний. В дошкольном возрасте дети осваивают мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства.
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от неё, дети учатся принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношении с окружающими людьми. Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у детей представление о взрослом как об образе. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых, овладевает познавательной активностью. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность детей. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре дети не только получают новые знания, но также обобщают и закрепляют их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям детей, включаются во все системы дошкольного воспитания. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Дети воспринимают умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает их познавательную и умственную активность. В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно – печатные игры и словесные игры. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению детей действовать с вещами и таким образом знакомится с ними. Играть в эти игры дети начинают в раннем возрасте и не утрачивают своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. Настольно – печатные игры, так же, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления детей, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
- закрепляет знания, умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Дети, увлеченные игрой, не замечают того, что учатся, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от них мыслительной деятельности. Поэтому целью работы в данном направлении является развитие познавательной активности детей через дидактические игры. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
При подборе игр учитываются возрастные особенности детей, а также интерес к играм. Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует детей, способствует повышению их жизненного тонуса, удовлетворяют личные интересы и социальные нужды. В дошкольном возрасте интересы детей перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Дети впервые психически выходят за рамки семьи, за пределы близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Основу этих игр составляют четко определенное программное содержание, дидактические задачи. Но именно обучающие дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательной активности. Дети познают, получают новые знания, обобщают и закрепляют их. Дидактическая игра имеет большой воспитательный потенциал: благодаря ей дети приобретают высшие нравственные достижения, которые со временем становятся для них нормой. Дидактическая игра не только позволяет детям глубже понять изучаемые явления, действия, но и помогает добыть им новые знания, правильно логически размышлять. Литература:
|