Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста |
Познание | ||||||||||||||||||
Автор: Волкова Ирина Александровна | ||||||||||||||||||
02.11.2020 20:50 | ||||||||||||||||||
Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста Ирина Александровна Волкова, воспитатель МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка», город Югорск Аннотация. Рассматривается педагогический проект «Моя будущая безопасная профессия» как система работы по формированию культуры безопасности личности детей дошкольного возраста посредством ранней профессиональной ориентации. Ключевые слова: культура безопасности личности, ранняя профессиональная ориентация, труд взрослых, предметно-пространственная развивающая среда, проектная деятельность.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, необходимо содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально — значимой деятельности для осмысленного выбора профессии, а также воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации. Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Закладывать мотивацию к выбору профессии необходимо еще в детском саду. Из анализа состояния проблемы следует вывод, что правила безопасности, как правило, рассматриваются педагогами вне контекста соответствующей профессии. Таким образом, формирование культуры безопасности личности детей дошкольного возраста и ранняя профессиональная ориентация, как правило, идут параллельно друг другу, либо пересекаются от случая к случаю. [1] Возникает проблема необходимости создания системы работы по формированию культуры безопасности личности детей дошкольного возраста посредством ранней профессиональной ориентации. С этой целью разработан и реализован педагогический проект «Моя будущая безопасная профессия». Основным видом детской деятельности является игра, которая выступает на первый план при ознакомлении с трудом взрослых. [4] Необходимо создать предметно – пространственную развивающую среду, позволяющую детям свободно реализовывать свои замыслы в играх о профессиях. Все групповое пространство было разделено на несколько крупных «Профориентационных центров», подобрано современное наименование и подобран перечень современных профессий к ним. Так в группе появились: библиотечно — информационный центр (библиотекарь, программист, дизайнер, специалист по рекламе), телевизионный центр (музыкант, артист, звукорежиссер, режиссер, костюмер, дирижер, кукловод, декоратор, дизайнер, хореограф, телеведущий), центр автотехосблуживания (автомеханик, автослесарь, работник заправки, кассир), центр спорта (тренер, инструктор по спорту, кассир, спортсмен, звукорежиссер), экологический центр (цветовод, кинолог, садовник, лаборант, зоотехник, ветеринар), арт — студия (дизайнер, художник, архитектор, скульптор, мультипликатор. [5] Уголок дежурства также был преобразован. Вместо традиционных видов дежурств, были подобраны наименования профессий, трудовым действиям которых соответствуют виды дежурств. А также введены новые виды трудовых поручений, соответствующие профессиям.
Одной из запоминающейся детям сюжетной игры, стал «День самоуправления». Дети заранее договорились, в роли какой профессии детского сада они бы хотели бы побывать: заведующий, заместитель по хозяйственной части, швея и конечно, педагоги. На почетной доске были размещены фотографии наших взрослых детей. Широко использовалась технология проектной и исследовательской деятельности. [2] Были реализованы детские проекты: «Опасные предметы на кухне», в ходе которого с детьми был создан видеоролик. В создании ролика использовались детские рисунки и видеозаписи экскурсий и интервью самих детей. Видеоролик затем использовался как обучающий фильм в других группах детского сада. В ходе реализации детского проекта «Мой приятель – светоотражатель», ребятами была изготовлена универсальная повязка, изготовленная из светоотражающей тканой полосы и регулируемой липкой основы, предназначенная для ношения на голове или поясе. Продуктом детского проекта «Кем быть?» стал альбом с изображением профессий. Каждая семья подошла к этому творчески: рисунок, аппликация или фото с изображением того, как ребенок видит себя в будущей профессии; небольшой рассказ о ее значимости. В образовательной деятельности с детьми широко использовались следующие алгоритмы:
Поскольку в данных алгоритмах в качестве наглядного материала используется большое количество моделей, схем, символов, знаков, они позволяют не только решить задачи проекта, но и сформировать знаково – символическую функцию. Успешность и результативность формирования у детей культуры безопасности личности зависит от сотрудничества педагога со всеми участниками образовательных отношений. Поэтому в рамках работы по теме осуществляется взаимодействие с родителями (законными представителями) и социальными партнерами. Приоритетной формой взаимодействия с семьями по данному направлению стали «родительские десанты», благодаря которым количество семей воспитанников, непосредственно вовлечённых в образовательную деятельность составило 60%. «Родительские десанты» охватили различные формы организации образовательной деятельности:
На протяжении многих лет детский сад сотрудничает с Югорским Управлением технологического транспорта и специальной техники. В шефской организации дети посещают музей специальной техники, в котором знакомятся с профессией водителя, автомеханика. Также на основании соглашения о сотрудничестве был смонтирован и обслуживается детский автогородок. Площадкой для апробации автогородка стал отряд юных инспекторов движения, который был создан на базе моей группы. В рамках данного проекта в пилотном режиме в сотрудничестве с «Югорским политехническим колледжем» была апробирована инновационная акция по ранней профориентации «От садика до колледжа», цель которой — развитие представлений о мире рабочих профессий: каменщик, продавец, электрик, плиточник. Ознакомление с данными профессиями были проведены мастерами и студентами колледжа в форме практико – ориентированных мастер-классов. В рамках социального партнерства на базе «Детского сада «Снегурочка» прошла городская квест-игра «Югорские профессии». Данное мероприятие было посвящено 55-летнему юбилею города Югорска. Профессии были выбраны именно те, которые имеются на территории города Югорска и понятные детям: пожарный, полицейский, газовик, учитель, строитель, повар, врач, художник. В роли профессий были не только педагоги, но и родители, и социальные партнеры. Таким образом, реализация проекта «Моя будущая безопасная профессия» по формированию культуры безопасности личности через раннюю профессиональную позволило достигнуть следующих результатов:
Об эффективности проекта свидетельствуют также результаты опроса воспитанников по теме «Моя будущая профессия»: 100% воспитанников смогли назвать, какую они хотят выбрать профессию в будущем, т.е. смогли выразить четкое профессиональное самоопределение. Список литературы
Интернет — источники
|