Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная вода» |
Познание | |||
Автор: Тутунькина Татьяна Александровна | |||
29.10.2020 21:42 | |||
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная вода» Воспитатель: Тутунькина Татьяна Александровна МБДОУ № 12 «Дюймовочка» Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, растворитель). Задачи:
Образовательные:
Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи у детей;
Воспитательные: формирование познавательного интереса, активности, любознательности, доброжелательного отношения к окружающей среде, друг к другу. Предварительная работа: просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде», чтение пословиц о воде. Материал и оборудование: плакат, «Капелька» пластиковые емкости, салфетки, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка, значки-капельки на каждого ребенка. Ход занятия: Вводная часть. Организационный момент. Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться! А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать полным ответом и при ответах поднимать руку. Сегодня к нам на занятие пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю. - Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? Дети: Да - Скажите, зачем нам нужна вода? Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми. Воспитатель. Правильно. Молодцы. - А кому еще нужна вода? Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам. - Да, верно, и птицам, и растениям и т. д. Ни одно живое существо не может жить без воды. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. На плите у нас кипит. Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! В: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? - Да! Основная часть: Воспитатель. Представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой. - Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться. Опыт № 1 «Вода прозрачная» Воспитатель. Ребята, перед каждым из вас слева стоит стакан с водой, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло? Дети. Камни упали на дно. Воспитатель. А камни видны в воде? Дети. Да, мы их видим. Воспитатель. А как вы думаете? Почему мы их видим? Дети. Потому что вода прозрачная. Воспитатель. Правильно, вода прозрачная. Молодцы. Опыт № 2 «У воды нет вкуса» Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус? Дети. У нее нет вкуса. Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар). Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус. Какая вода стала на вкус? Дети. Вода стала сладкая. Воспитатель. А что за белое вещество вы положили в воду? Дети. Сахар. Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды. Молодцы. Физ. минутка. Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения). Надо, надо нам помыться, Где тут чистая водица? Кран откроем ш-ш Руки моем с-с Щеки моем, шейку трем И водичкой обольем. Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь поудобнее. Опыт № 3 «У воды нет запаха». Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах? Дети. Да! Воспитатель. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду. Воспитатель. Скажите, вода имеет запах? Дети. Нет. Вода не имеет запаха. Воспитатель. А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось? Дети. Вода пахнет лимоном. Воспитатель. Ребята, что произошло с соком лимона? Дети. Сок лимона растворился. Воспитатель. Правильно. Сок лимона растворился в воде и вода приобрела запах. Опыт № 4 «Вода растворитель». Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску и опустите в воду. Что произошло с водой? Дети. Вода изменила цвет. Воспитатель. Каким цветом стала вода? Дети. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д. Воспитатель. Почему вода стала красной, желтой, синей? Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной. Воспитатель. Правильно. Вода изменила цвет, потому что краска в ней растворилась. Молодцы. - Ребята, вам понравилось быть волшебниками? Дети. Да! Заключительная часть. Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке о чем мы говорили? Дети. Мы сегодня говорили о воде. Воспитатель. Зачем нам нужна вода? Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д. Воспитатель. А кому еще нужна вода? Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям. Воспитатель. Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте вспомним какие свойства имеет вода? Дети: вода прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, вода является растворителем. Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. На память о себе она хочет подарить вам своих подружек — “капелек”. Дружите с ними и берегите их!
|