«Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей» |
Познание | |||
Автор: Волошенко И.А., Калугина Е.В., | |||
27.10.2020 18:21 | |||
«Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
Муниципальное бюджетное учреждение «Научно-методический информационный центр» МБДОУ д/с №70 г. Белгорода Раздел I Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» города Белгорода расположен в южном микрорайоне города. В детском саду функционирует тринадцать групп. Дошкольная организация расположена среди таких социальных объектов как спортивный комплекс «Космос», гипермаркет «Линия», кинотеатр «Русич», МАДОУ №69, МБОУ СОШ №39, библиотека- филиал №15. Также рядом с организацией расположен памятник генералу Н Ф. Ватутину. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [1].
Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Умственная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере. По результатам педагогического мониторинга в группе детей старшего дошкольного возраста, проведенного в 2015 году, выявлено, что 91% детей проявляют активный интерес к окружающему миру и действительности. При этом к концу 6 летнего возраста у детей проявляются стойкие интересы, желание узнать и познать более подробно о тех или иных процессах, объектах, явлениях. Ради достижения желаемой цели 67% старших дошкольников могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, убирать игрушки (чтобы разрешили поиграть, порисовать, погулять и т. п.). Это свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний ( «хочу»), но и на базе осознания необходимости ( «надо»). Анкетирование, проведенное в 2014 году среди родителей воспитанников, показало, что 66% родителей рассказывают ребенку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления. Причем 59% родителей стараются ежедневно поддерживать интересы и вопросы ребенка, не смотря на усталость и занятость. Однако, лишь 35% родителей учат ребенка планировать свою деятельность, действия. И 78% родителей по результатам какой-либо деятельности ребенка оценивают его в целом и лишь 26% оценивают усилия, которые приложил ребенок при выполнении задания, деятельности. Анализ результатов анкетирования родителей и педагогического мониторинга привел к мысли о необходимости поиска средств, технологии и методов, способствующих формированию стойкого познавательного интереса к окружающему миру и формирования познавательных мотивов как предпосылок к учебной деятельности в школе. Актуальность Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности. Выбор темы опыта определен тем, что задача педагогов и родителей – развивать у старших дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. Подчеркивая значение мотивации в развитии ребенка, врач и педагог Е.А. Аркин говорил: «Если личность воспитателя, благодаря подражательности и внушаемости ребенка, следует признать одним из могущественных факторов воспитания, то одним из надежных орудий в его руках является мотивация» [21]. Проблемой формирования познавательной мотивации у детей занимались многие педагоги и психологи: Н.Н. Поддъяков, Г.И. Щукина, А.И. Сорокина, Р.С. Буре и другие. Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста становится актуальным педагогическим вопросом, так как именно мотивация, по утверждению ученых содействует накоплению жизненного опыта, обогащению интеллекта. Таким образом, возникли реальные противоречия:
Противоречия стали условием углубленного изучения данной проблемы, поиска эффективных форм и методов, направленных на формирование у старших дошкольников познавательной мотивации. Ведущая педагогическая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей. Длительность работы над опытом Работа по данной проблеме охватывает период с сентября 2014 года по декабрь 2017 года и разделена на несколько этапов:
Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, подбор научно-методической литературы по данной проблеме, изучение метода фотокросса, проведение анкетирования среди родителей обучающихся. На основном этапе проведены апробация метода фотокросс, его внедрение в образовательную деятельность области «познавательное развитие» с учетом детских интересов и предпочтений, популяризация данного метода среди родителей воспитанников, перспективное планирование фотокроссов в течение двух лет, организация и проведение серии тематических фотокроссов как познавательно-исследовательская деятельность, проведение первичного педагогического мониторинга уровня формирования познавательной мотивации старших дошкольников. Заключительный этап включил в себя итоговый педагогический мониторинг уровня развития формирования познавательной мотивации старших дошкольников, таких как умение планировать, выбирать средства для реализации поставленной цели, умение предвидеть окончательный результат, уровень произвольного поведения и самоконтроля, сосредоточенность на задании, способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца, положительной эмоцией по отношению к деятельности, а также выявление уровня удовлетворенности родителей качеством сотрудничества с воспитателем, уровень включенности родителей в фотокроссы, обобщение опыта. Диапазон опыта Диапазон опыта представлен перспективным планированием организации и проведения детско-родительских фотокроссов в образовательной области «познавательное развитие», направленных на формирование у старших дошкольников познавательной мотивации к окружающему миру. Практические материалы опыта будут интересны для старших воспитателей, воспитателей групп общеразвивающей, комбинированной направленности, студентов педагогических колледжей и педагогических университетов, родителей воспитанников. Теоретическая база опыта В ходе обобщения опыта использовалась следующая теоретическая терминология: обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием (педагогический словарь). развитие — это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, интеллектуальное) (педагогический словарь). интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс (по классификации А. Н. Леонтьева — чувство), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему (векипедия). мотив- [лат. movere — приводить в движение] побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта [22]. познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. фотокросс- соревнование фотографов, гонка с тематическими и временными рамками (википедия). Исследованием мотивов деятельности и поведения личности занимались такие отечественные психологи, как Л.И. Божович, Е.Л. Виноградова, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Е.П. Ильин, В.И. Ковалёв, В.В. Давыдов, В.Ф. Шаталов, Д.Б. Эльконин, Н.М. Матюшина, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина и другие. Также значительный вклад в эту область внесли зарубежные психологи – А. Маслоу, Э. Трондайк, Б. Ф. Скиннер, Ж. Пиаже, К. Леви и другие. Познавательная мотивация — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования [20]. Р.С. Буре говорил о том, что познавательная мотивация — это один из мотивов умственной деятельности, основа формирования пытливого ума. Г.И. Щукина считает, что «познавательная мотивация — мощный побудитель активности личности, под чьим влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной» [20]. Познавательная мотивация включает интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием. Познавательная мотивация выражается в эмоциональном отношении ребенка к предмету. По мнению Л.С. Выгодского: «Познавательная мотивация -это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских мотивациях» [20]. Познавательная мотивация проявляется в разнообразных формах деятельности ребенка. Отражая в игре различные явления жизни, дети глубже познают их, осмысливают связи между ними, уточняют и проверяют правильность своих представлений. Познавательные мотивации проявляются и в разнообразных видах продуктивной деятельности, когда дети воспроизводят то или иное явление, изготовляют предметы [18]. Характерными чертами познавательной мотивации являются: многосторонность, глубина, устойчивость, динамичность, действительность. Процесс формирования, развития и укрепления познавательной мотивации осуществляется при следующих условиях: максимальная опора на активную мыслительную деятельность дошкольников; осуществление образовательного процесса на оптимальном уровне развития дошкольников; наличие положительной эмоциональной атмосферы обучения; наличие общение детей с взрослыми [23]. Таким образом, в процессе формирования познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста происходит активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем: уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, систематизация представлений, любопытство и первоначальная любознательность постепенно перерастают в устойчивую черту личности — познавательный интерес. Фотокросс — это активная форма проведения мероприятия с заданной тематикой, временным ограничением. Фотокросс очень напоминает квест-игру и может быть как командным, так и индивидуальным, парным. Конечным продуктом фотокросса является серия сделанных участниками фотокросаа художественных фотографий. По итогам фотокросса всегда определяется победитель, так как это — соревнование, и оформляется фотовыставка творческих фотографий. Главными критериями фотокросса являются художественность; оригинальность; скорость; креативность; соответствие заданию. В определённое время участники фотокросса собираются в точке старта, регистрируются и получают задания. Задания представлены словом или фразой — темой, на которую должна быть снята фотография (например, «Вода», «Вкус. Запах. Звук.», «Наши герои», «Достопримечательности города»). За отведённое время после старта команды должны сделать хотя бы по одной фотографии на каждую из заданных тем и прийти в точку финиша. Наличие заданного ограничения времени, определение цели (сделать серию фото по определенной тематике), способов ее достижения (определения маршрута движения участников) позволяет учить детей планировать, ставить цель, предвидеть результат своей конечной деятельности. Командный подход фотокросса позволяет формировать у детей такие личностные качества как умение договариваться, учитывать интересы и пожелания другого члена команды, его возможностей и способностей, радоваться за успехи другого, успехи команды. Новизна опыта Новизна опыта заключается в использовании методики фотокросса при формировании у старших дошкольников познавательной мотивации. Раздел II Технология описания опыта Цель опыта: формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей. Для достижения цели были определены задачи: 1. Организационно-методической направленности: 1. 1. Выявление интересов и предпочтений детей по различным областям, тематикам.
Основные принципы развития познавательной мотивации у старших дошкольников:
Содержание образования и средства достижения цели Первый этап. Для того, чтобы спланировать тематику фотокроссов, были выявлены интересы и наибольшие предпочтения детей в пяти образовательных областях, используя такие методы и приемы, как: беседа с детьми и их родителями, наблюдение за деятельностью детей в группе и на прогулке (во что любят играть, на какие темы любят разговаривать друг с другом), анализ посещения ребенком и его семьи мест в выходные и праздничные дни, анализ продуктов детской деятельности, игровой метод (дидактические и творческие игры позволяют выявить интересы и предпочтения детей), анализ наименования кружков и секций, которые посещают дети. Приемом, побуждающим детей к деятельности и к его активному участию являются вопросы педагога, помогающие прояснить ту или иную ситуацию, интересы и предпочтения детей. Важным моментом на этом этапе является организация просветительской работы с родителями воспитанников: собрание с родителями на тему «Что такое фотокросс», презентация фотокроссов из опыта работы других организаций в качестве примера (Приложение 1), мастер-класс «Как пройти фотокросс со своим ребенком», онлайн консультация на тему «Значение формирования познавательной мотивации у дошкольников» (Приложение 2). Задача воспитателя – убедить родителей воспитанников в важности развития у детей познавательной мотивации как предпосылки учебной деятельности в школе, а также продемонстрировать уникальные развивающие возможности фотокросса для формирования у старших дошкольников познавательной мотивации, тем самым, максимально вовлечь к участию в фотокроссах родителей воспитанников группы. Второй этап. После подготовительной работы были объединены и сгруппированы интересы и предпочтения, хобби детей в так называемые тематические блоки, например, «природа», «техника», «музыка», «творчество», «кулинария», «история», разработан перспективный тематический план фотокроссов (Приложение 3). На данном этапе проведена первичная психолого-педагогическая диагностика определения уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности, выявления доминирующего мотива поведения ребёнка и доминирующих мотивов умственной деятельности старших дошкольников и их устойчивость. Организация и проведение фотокроссов с родителями и детьми группы проводилась один раз в месяц. Зачастую это были выходные дни. Тематику выбирали сами дети. То есть фотокросс может проходить не по одной теме, а по нескольким темам одновременно, тем самым, разделив группу детей и их родителей на несколько подгрупп. Каждый фотокросс проводился отдельно по каждой тематике со своим установленным ограничением по времени и по своему индивидуальному маршруту (Приложение 4). Третий этап. Проведен анализ и рефлексия результатов фотокросса с помощью повторной диагностики и обобщен опыт работы. Структура фотокросса. Порядок его проведения. Используемые термины: задание – это объект для съемки (вещь, чувство, ситуация, процесс, сюжет или какой-либо другой объект материальной или нематериальной природы); кросс-лист – список заданий, правила их исполнения; кроссер – участник соревнований, получивший кросс-лист. На старте каждая команда или семья получает один кросс-лист. Кросс-лист должен находиться с командой в течение соревнования. Порядок выполнения кроссов свободный. Количество сделанных кадров регламентируется отдельно в каждом фотокроссе. Команда должна выполнить условия, указанные в кросс-листе, и прийти на финиш, уложившись в контрольное время. Команды, финишировавшие после контрольного времени, начисляются штрафные балы. Во время соревнований участникам необходимо следовать правилам соревнований. Победителем фотокросса считается команда с минимальным временем финиша с учетом наложенных штрафов и бонусов. Бонусы даются за креативность, оригинальность работ, художественность и соответствие теме. Параметры оценки заданий: соответствие заданию (снимайте так, чтобы задание можно было угадать, смотря на фотографию), художественность (снимайте так, чтобы на фотографию было интересно и приятно смотреть, не зная задания), оригинальность (снимайте так, чтобы увидев вашу работу, соперники думали «мы до этого не догадались!»). Запреты: нельзя снимать чужие изображения. Запрещено любое редактирование фотографий. Важно на фотоаппарате или телефоне установить дату и время съемки. Так как фото будут оцениваться в течение дня, и часто в дистанционной форме (фото присылаются на электронную почту или вайбер), судейству необходимо убедиться, что фотографии выполнены в установленный диапазон времени. Снаряжение: в обязательное командное снаряжение входят: один фотоаппарат или телефон, карта района соревнований с маршрутами городского наземного транспорта, справочник с координатами организаций, достопримечательностей. Судейство Фотокросса осуществляют организаторы соревнований (воспитатели и родители). Безопасность: участники соревнований несут личную ответственность за свою безопасность во время соревнований. Организаторы не несут ответственность за действие участников по ходу соревнований. Соблюдение ПДД во время соревнований является обязательным для всех участников, независимо от средств передвижения. Творческие работы могут быть выполнены в форме фотогазеты на представленные в кросс-листе темы, в форме фотоальбомов или оформлены как слайд-презентация. Четвертый этап. Ежеквартально по итогам четырех фотокроссов воспитатель проводит анализ результатов, достигнутых в части личностных новообразований воспитанников – кроссеров, уровня расширения их диапазона представлений и компетенций в разных образовательных областях, уровень сформированности стойкости интереса детей к той или иной тематике, области познания, объектам, явлениям окружающего мира, уровень формирования познавательной мотивации дошкольников. Результаты педагогического мониторинга позволяют вносить коррективы в содержание и тематику последующих фотокроссов, которые носят адресный характер с учетом интересов и предпочтений детей. Воспитатель по итогам квартала разрабатывает рекомендации для родителей с целью формирования у детей познавательной мотивации (Приложение 5). По итогам каждого фотокросса воспитатель с детьми проводит беседы, дидактические и творческие игры, направленные на расширение интересов детей в той или иной области познания, тем самым поддерживая их познавательную активность и мотивацию. Например, дети, увлеченные рисованием и живописью, участвуют в фотокроссах данной тематики. Воспитатель по итогам фотокросса в процессе бесед, игр, упражнений пытается расширить диапазон представлений детей об искусстве и живописи. Например, в беседе о живописи воспитатель дает детям возможность узнать что-то новое самим: «А знаете почему художников называют «портретист» «маренист»? Попробуйте найти ответ в интернете вместе со своими родителями». Или: «Как вы думаете, как легче рисовать с натуры, по памяти или по представлению? Попробуйте сами и ответьте на эти вопросы». Также создает в группе развивающую среду, позволяющую поддержать интерес детей в данном направлении. Это может быть альбомы художников, фотослайды известных картин, алгоритмы самостоятельного рисования каких-то объектов, ознакомление детей с новой техников рисования или новыми изоматериалами. Обязательным условием развития познавательной
|