Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер — класс: «Исследовательская деятельность дошкольников»
Познание
Автор: Кузьмина Наталья Владимировна   
24.10.2020 18:10

Мастер — класс: «Исследовательская деятельность дошкольников»Мастер — класс: «Исследовательская деятельность дошкольников»

Цель:

Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Задачи:

  1. Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
  2. Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
  3. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
  4. С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

 Скачать конспект

Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.

Материалы для игр – экспериментов: презентация, стаканы: с минеральной водой и обычной, мелкие кусочки пластилина; сосуды разной формы; четверть стакана подкрашенной воды, пищевые красители разных цветов, пена, стеклянная емкость, конфеты.

Ход мастера — класса:

Воспитатель: Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.

Добрый день всем членам жюри!

Добрый день всем участникам конкурса!

Добрый день всем гостям!

Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!

Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!

Добрый день всем, кто находится в этом зале!

Воспитатель: Мой мастер — класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Любознательные дети,

Все желают знать на свете?

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться

А учиться и учиться.

Воспитатель: Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Очень много вопросов «почему», «как», «бывает — не бывает» возникают у детей.

- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?

- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов).

- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?

-Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Задача взрослых – создать условия для формирования мировоззрения.

Лаборатория «Весёлая наука», созданная в детском саду для расширения кругозора – место где можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов.

Воспитатель: С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.

Мы попробуем не только провести опыт, но и зафиксировать результат, сделать вывод.

(Приглашаются 5 коллег из зала).

- Как вы думаете, с какими объектами увлекательно и безопасно проводить опыты для детей дошкольного возраста?

Коллеги: с живой, неживой, другими объектами.

Воспитатель: Перечислите с какими объектами неживой природы можно проводить эксперименты:

Коллеги: вода, снег, солнце, камни, песок, глина, … воздух. Сегодня мы с вами убедимся на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, поймем причину происходящего и приобретем тем самым практический опыт.

Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты мы будем показывать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме — сказки.

Сказка называется «Путешествие Ежика».

Жил был Ежик. Уж очень он был любопытным, как и все другие ежата. Когда Ежик подрос, ему стало интересно, что же происходит вокруг? И он решил отправиться в путешествие.

Выйдя из своей норки, он увидел небольшой пруд, и решил поиграть с водой и стал кидать в пруд камешки, но камешки тут-же исчезали, оставляя на поверхности воды круги.

Опыт№1-опустить камешки в воду.

Вывод (Камешки тяжелей воды, поэтому они осели на дно.)

В пруду плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Ежик увидел, как распускаются эти прекрасные цветы

Опыт №2 Давайте продемонстрируем этот опыт и покажем, действительно ли распускаются кувшинки.

Возьмите заготовки цветов. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите цветы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Пока мы с коллегами проводим опыт, я попрошу зал сделать вывод по данному эксперименту:

Вывод: (бумага легче воды, поэтому плавает на поверхности воды, а когда намокает, расправляется)

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 3

Воспитатель: Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Коллеги выполняют задание.)

- Обратите внимание на стакан с обычной водой.

Воспитатель: Что произошло с пластилином.

Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно

Воспитатель: Почему?

Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой

- Что мы видим?

Коллеги: пластилин поднялся наверх

Воспитатель: — Какой мы сделаем вывод: ……………

Вывод: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно.

Ежик так увлеченно наблюдал за рыбаками, что не заметил, как подул ветер, появились тучи и пошел дождь.

Опыт № 4

Уважаемые коллеги!

Возьмите емкость с водой, сделайте тучку из пены. Теперь с помощью шприца капните несколько капель разведенного красителя на пену в центр. Краска медленно просочится через пену, и можно будет наблюдать, как из пушистых белых облаков идет цветной дождик.

Ежик от дождя спрятался под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился. Ежик посмотрел в небо и увидел необычное явление. Это была радуга.

Я предлагаю вам выложить на тарелке по кругу драже Skittles. Внутрь тарелки налейте тёплой воды. Осталось немного подождать и получаем радугу!

Радуга отражалась и переливалась множеством красок и в воде и на камушки на берегу пруда.

Сейчас посмотрим кокой берег у нас получится.

В сосуд с цветной водой налейте несколько капель масла. Что вы видите? Коллеги: (масло не тонет в воде, а растекается по поверхности, вода плотнее масла) размешайте палочкой и опустите лист бумаги. Вот такой красивый берег получился, а если этот же лист опустить по очереди в раствор с другим цветом, то получится разноцветный берег.

ЕЖИК ТАК УВЛЕКСЯ ПРОИСХОДЯЩИМ ВОКРУГ, ЧТО НЕ ЗАМЕТИЛ, КАК НАСТУПИЛ ВЕЧЕР. И ЕМУ ПРИШЛО ВРЕМЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ДОМОЙ. ЗАСЫПАЯ В СВОЕЙ КРОВАТКЕ, ЕЖИК ПОДУМАЛ, ЧТО ЗАВТРА ОН ОПЯТЬ ОТПРАВИТСЯ ЗНАКОМИТЬСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе.

При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

-Я благодарю вас за прекрасную работу. Прошу Вас высказать своё мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на нашем волшебном мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками.

Высказывания коллег…

Воспитатель: Свое выступление я хотела бы закончить словами:

«Быть, может, труд наш с виду неприметен

Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,

Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»

Вот в этом ведь и есть секрет:

«Ценнее нашего труда на свете нет!»

Воспитатель: Благодарю за внимание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год