Мастер — класс: «Исследовательская деятельность дошкольников» |
Познание | |||
Автор: Кузьмина Наталья Владимировна | |||
24.10.2020 18:10 | |||
Мастер — класс: «Исследовательская деятельность дошкольников» Цель: Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами. Задачи:
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию. Материалы для игр – экспериментов: презентация, стаканы: с минеральной водой и обычной, мелкие кусочки пластилина; сосуды разной формы; четверть стакана подкрашенной воды, пищевые красители разных цветов, пена, стеклянная емкость, конфеты. Ход мастера — класса: Воспитатель: Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой. Добрый день всем членам жюри! Добрый день всем участникам конкурса! Добрый день всем гостям! Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением! Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса! Добрый день всем, кто находится в этом зале! Воспитатель: Мой мастер — класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочется начать с таких слов: Любознательные дети, Все желают знать на свете? Почему на небе тучи? Почему ежи колючи? Почему снежинка тает, До ладошки долетая? Почему ползут барханы? Почему висят туманы? Почему земля и море Целый век друг с другом в споре Почему звезда упала? Почему я знаю мало? Видно надо не лениться А учиться и учиться. Воспитатель: Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы. Очень много вопросов «почему», «как», «бывает — не бывает» возникают у детей. - Скажите, а вам дети часто задают вопросы? - Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов). - Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу? -Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем? Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества. Задача взрослых – создать условия для формирования мировоззрения. Лаборатория «Весёлая наука», созданная в детском саду для расширения кругозора – место где можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов. Воспитатель: С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми. Мы попробуем не только провести опыт, но и зафиксировать результат, сделать вывод. (Приглашаются 5 коллег из зала). - Как вы думаете, с какими объектами увлекательно и безопасно проводить опыты для детей дошкольного возраста? Коллеги: с живой, неживой, другими объектами. Воспитатель: Перечислите с какими объектами неживой природы можно проводить эксперименты: Коллеги: вода, снег, солнце, камни, песок, глина, … воздух. Сегодня мы с вами убедимся на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, поймем причину происходящего и приобретем тем самым практический опыт. Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду. Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты мы будем показывать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме — сказки. Сказка называется «Путешествие Ежика». Жил был Ежик. Уж очень он был любопытным, как и все другие ежата. Когда Ежик подрос, ему стало интересно, что же происходит вокруг? И он решил отправиться в путешествие. Выйдя из своей норки, он увидел небольшой пруд, и решил поиграть с водой и стал кидать в пруд камешки, но камешки тут-же исчезали, оставляя на поверхности воды круги. Опыт№1-опустить камешки в воду. Вывод (Камешки тяжелей воды, поэтому они осели на дно.) В пруду плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Ежик увидел, как распускаются эти прекрасные цветы Опыт №2 Давайте продемонстрируем этот опыт и покажем, действительно ли распускаются кувшинки. Возьмите заготовки цветов. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите цветы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Пока мы с коллегами проводим опыт, я попрошу зал сделать вывод по данному эксперименту: Вывод: (бумага легче воды, поэтому плавает на поверхности воды, а когда намокает, расправляется) Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Опыт № 3 Воспитатель: Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Коллеги выполняют задание.) - Обратите внимание на стакан с обычной водой. Воспитатель: Что произошло с пластилином. Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно Воспитатель: Почему? Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет. Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой - Что мы видим? Коллеги: пластилин поднялся наверх Воспитатель: — Какой мы сделаем вывод: …………… Вывод: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно. Ежик так увлеченно наблюдал за рыбаками, что не заметил, как подул ветер, появились тучи и пошел дождь. Опыт № 4 Уважаемые коллеги! Возьмите емкость с водой, сделайте тучку из пены. Теперь с помощью шприца капните несколько капель разведенного красителя на пену в центр. Краска медленно просочится через пену, и можно будет наблюдать, как из пушистых белых облаков идет цветной дождик. Ежик от дождя спрятался под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился. Ежик посмотрел в небо и увидел необычное явление. Это была радуга. Я предлагаю вам выложить на тарелке по кругу драже Skittles. Внутрь тарелки налейте тёплой воды. Осталось немного подождать и получаем радугу! Радуга отражалась и переливалась множеством красок и в воде и на камушки на берегу пруда. Сейчас посмотрим кокой берег у нас получится. В сосуд с цветной водой налейте несколько капель масла. Что вы видите? Коллеги: (масло не тонет в воде, а растекается по поверхности, вода плотнее масла) размешайте палочкой и опустите лист бумаги. Вот такой красивый берег получился, а если этот же лист опустить по очереди в раствор с другим цветом, то получится разноцветный берег. ЕЖИК ТАК УВЛЕКСЯ ПРОИСХОДЯЩИМ ВОКРУГ, ЧТО НЕ ЗАМЕТИЛ, КАК НАСТУПИЛ ВЕЧЕР. И ЕМУ ПРИШЛО ВРЕМЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ДОМОЙ. ЗАСЫПАЯ В СВОЕЙ КРОВАТКЕ, ЕЖИК ПОДУМАЛ, ЧТО ЗАВТРА ОН ОПЯТЬ ОТПРАВИТСЯ ЗНАКОМИТЬСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе. При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте! -Я благодарю вас за прекрасную работу. Прошу Вас высказать своё мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на нашем волшебном мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками. Высказывания коллег… Воспитатель: Свое выступление я хотела бы закончить словами: «Быть, может, труд наш с виду неприметен Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат, Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!» Вот в этом ведь и есть секрет: «Ценнее нашего труда на свете нет!» Воспитатель: Благодарю за внимание.
|