Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (6-7 лет) «Волшебная соль» |
Познание | |||
Автор: Кузьмина Наталья Владимировна | |||
24.10.2020 18:15 | |||
Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (6-7 лет) «Волшебная соль» Разработал: Н.В. Кузьмина Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 118 п. Полевой» Воспитатель группы «Теремок» п. Полевой 2019
Задачи: Коррекционно-образовательные: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Коррекционно-развивающие: развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности. Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику. Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования, эстетический вкус. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать стремление к познанию. Стимулировать желание детей экспериментировать. Соблюдать культурно-гигиенические навыки при работе с солью. Воспитывать интерес к оздоровительным мероприятиям. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща трудиться, действовать в команде. 4. Речевое развитие: обогащение словаря: кристаллы, лаборатория, журналист, полезное ископаемое; активизация словаря: сыпучая, белая, сладкая, соленая, хрустящая, растворилась. 5. Индивидуальная работа с детьми: проговаривание труднопроизносимых слов, активизация словаря. 6. Предшествующая работа: проект «Волшебный мир соли», рассматривание картинок и фотографий, просмотр видеоматериалов о соли. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды. 7. Используемые методы и технологии обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, проблемные ситуации, интеграция образовательных областей, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. 8. Форма организации обучения: подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная. 9. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». 10. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, речевая. 11. Методы: наглядные (просмотр презентации, показ педагога), словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, художественное слово), практические (эксперименты), игровые. 12. Средство обучения: белые халаты для педагога и детей, шапочки, презентация, тарелочки с солью, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, стол для рисования с солью. 13. Предполагаемый результат:
- умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту. - знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности. Ход занятия: 1 часть-вступительная Дети стоят полукругом. Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро продлится до вечера! Слайд № 1 Воспитатель: Сегодня всем вам предстоит Немножко стать учеными. В лабораторию пойдете, И чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом Сейчас узнаете о нем. Слайд № 2 Послушайте загадку: Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это Дети: соль Воспитатель: Да, ребята, мы поговорим с вами о соли, как настоящие ученые-исследователи. И будем проводить исследование соли в нашей лаборатории. Слайд № 3 Давайте вспомним правила проведения опытов.
Слайд № 4 Мы уже знаем, что соль – это полезное ископаемое, ее добывают разными способами и используют в разных целях, а какие свойства имеет соль — мы должны выяснить. Пройдите к своим столам. Перед вами на столе стоят тарелочки с веществами, вам нужно определить, в какой тарелочке находится соль 2 часть-основная Слайд № 5 Давайте попробуем определить соль по внешнему виду и на ощупь. Что вы можете сказать об этих веществах? Дети: оба вещества белые на вид, кристаллические на ощупь и сыпучие. Воспитатель: Значит, так мы не сможем определить соль, т.к. свойства этих веществ одинаковые. Давайте попробуем определить вещество по запаху, понюхайте каждое. Дети: оба вещества не имеют запаха. Воспитатель: Значит, так мы тоже не сможем определить соль. Что еще можно сделать? Дети: Попробовать на вкус Воспитатель: Давайте аккуратно возьмем в ложку немного сыпучего вещества и кончиком языка попробуем. Дети: одно вещество сладкое, другое соленое. Воспитатель: Вот мы и определили с вами, где находится соль. Скажите мне, какие свойства имеет соль? Дети: белая, сыпучая, не имеет запаха, на вкус соленая. Воспитатель: Отодвиньте тарелочки с сахаром на край стола и продолжим работать с солью. А хотите узнать, какие еще свойства есть у соли? Слайд № 6 Воспитатель: Уважаемые ученые, возьмите ложки и надавите на соль, посмотрите, как это надо сделать. А теперь попробуйте сами. Что мы услышали? Дети. Мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день. Воспитатель: какой вывод можно сделать? Дети: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст. Воспитатель: Давайте повторим это слово «кристалл». Новое для нас слово. Слайд № 7 Воспитатель: Продолжим наши исследования. Насыпьте в стакан ложку соли, наберите в пипетку воды и капните на соль воду из пипетки. Что произошло? Куда делась вода? Дети. Соль впитала воду. Слайд № 8 Воспитатель: Значит, соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью, куда она исчезла? Дети: Соль растворилась в воде. Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась? Дети. Попробовать на вкус. Воспитатель: Какая на вкус стала вода? Дети: Соленая. Воспитатель: Вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод? Дети: Соль растворяется в воде. Воспитатель: Уважаемые ученые, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? Дети: Нет, в речке вода пресная. Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? Дети: Да. Слайд № 9 Воспитатель: Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с пресной водой голубого цвета. Что вы видите? Дети: Яйцо утонуло. Воспитатель: А теперь опустим яйцо в стакан с солёной водой. Что вы видите? Дети: Яйцо не тонет. Воспитатель: Какой вывод мы сделаем? Дети: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать. Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть. Давайте пройдем на ковер. Физкультминутка: У сотрудников науки много дел (показать на себя, развести руки в стороны) нам не до скуки (погрозить пальцем) Нужно вычислить расчёт (изобразить работу на компьютере) чтоб взлетел ввысь самолёт (прямые руки вверх) Чтобы лодка не тонула (ладони вместе, «лодка» плывет) и не съела нас акула (открывающаяся пасть у акулы) Чтоб дома наши стояли (двумя руками «крыша» над головой) и земля нас удержала (руки на пояс, покачаться с ноги на ногу) Слайд № 10 (2) Воспитатель: Отдохнули и с новыми силами за работу. Мы с вами говорили, что у соли очень много применений не только в кулинарии, но и в хозяйстве. Сейчас мы рассмотрим одно интересное свойство, которое нашло широкое применение в жизни. Возьмите кусочек льда, посыпьте на него солью и внимательно слушайте, что происходит. Дети: Лед трещит и трескается, тает. Воспитатель: Вспомните, где это можно применить? Дети: Посыпание дорог во время гололеда. Вывод: соль растворяет лед. Слайд № 11 Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете. Проходите к столу. Слушайте внимательно: «Появился во дворе он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик) «Ежик на неё похож, Листьев вовсе не найдёшь. Как красавица стройна, И на новый год важна (елка) «С неба падают зимою и кружатся над землёю, Лёгкие пушинки, белые (снежинки) Воспитатель: Как красиво у вас получается! А у меня для вас сюрприз! Я сейчас превращаюсь в журналиста. (Воспитатель быстро переодевается в журналиста, берёт микрофон, фотоаппарат и записную книжку) Слайд № 12 3 часть-заключительная Здравствуйте, уважаемые ученые! Я случайно узнал, что сегодня в лаборатории вы проводили опыты. И поспешил к вам, чтобы взять интервью. Слайд № 13 Задаёт вопросы детям: -Уважаемые учёные, какие открытия вы сегодня сделали? Дети: Определили свойства соли. -По каким признакам можно выяснить, что данное вещество – это именно соль? Дети: Соль растворяет снег, на вкус соленая. -А какое свойство соли вам больше всего нравится? Дети: Соль растворяет снег, помогает плавать, на соли можно рисовать, с ней еда вкуснее. -А какой опыт вы покажете дома родителям? -Все ваши рассказы я записал в блокнот. И в скором времени ждите статью в газете «Сосновская Нива». А я хочу рассказать вам сказку. Присаживайтесь на ковер. Слайд № 14 Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему, ответите мне вы после проведения опытов на следующем лабораторном испытании. А я с вами прощаюсь. До свидания. Воспитатель: Нам, ребята, пора возвращаться в группу. На сегодня наша лаборатория закрывается.
|