Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста. |
Познание | |||
Автор: Тарасова Екатерина Петровна | |||
17.10.2020 16:37 | |||
Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста. (2020-2021 учебный год.) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 комбинированного вида» Программа составлена воспитателем Тарасовой Е. П. Пос. Зеленый 2020 год 1. 1 Пояснительная записка. «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками» утверждают педагоги-практики.
В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков сформировал гипотезу о том, что в дошкольном возрасте на ведущую роль деятельности может претендовать детское экспериментирование. «Эксперимент или опыт – особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях». В соответствии с поставленными задачами опыт способствует активному воздействию на предмет или явление и их преобразованию и может проводиться как длительное сравнительное или кратковременное наблюдение, включающее в себя различные сенсорные и мыслительные процессы. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном стимулирует развитие речи. Однако детское экспериментирование медленно внедряется в образовательный процесс педагогами дошкольных учреждений. Это можно объяснить следующими причинами:
В связи с этим я решила углубленно работать над технологией детского экспериментирования. Основной целью опытно-экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка за счет развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребенок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно – исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Одним из основных направлений развития ребенка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути ее решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности. Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом. 1. 3 Новизна. Новизна заключается в том, что разработана и апробирована система поисково – исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира. 1. 4 Цель. Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике. Задачи.
2. Содержательный раздел. 2. 1 Исследовательские методы обучения:
Формы работы. Групповая и подгрупповая Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность детей 2. 2 Законодательно – нормативное обеспечение программы:
2. 3 Принципы, направления, правила работы Программа построена на основе следующих принципов:
Работа выстраивается по трем взаимосвязанным направлениям:
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы следует соблюдать следующие правила:
|