Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные свойства воды» |
Познание | |||
Автор: Хайлина Мария Владимировна | |||
09.07.2020 08:07 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные свойства воды» Хайлина Мария Владимировна. Воспитатель, МОУ Детский сад № 36, г. Волгоград Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Тема: «Поиск воздуха» Возрастная группа: старшая группа Форма организации: подгрупповое занятие
Программное содержание: 2. Создать условия для поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников, поиска решения проблемной ситуации. Учить детей анализировать ситуацию, находить решение, планировать свои действия, оценивать результат. Учить старших дошкольников обобщать полученные результаты, проводить синтез, делать простейшие выводы и заключения. 2. Закреплять знания детей старшего дошкольного возраста о свойствах воды. Развивать внимание, память, воображение. Активизировать словарный запас детей. Развивать умение давать развернутые ответы, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 3. Воспитывать в детях чувство сопереживания, готовность придти на помощь. Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца Предварительная работа: беседы о воде, о её роли в жизни и быту. Просмотр развивающего видео «Путешествие капельки». Рассматривание схемы «Круговорот воды в природе». Рассматривание иллюстраций «Состояние воды в природе» Экспериментирование в группе и работа по схемам на определение свойств воды:
- вода не имеет запаха, вкуса. Материал: флеш – накопитель с видеозаписью обращение Розы Барбоскиной к детям, контейнер с крышкой, пластиковые бутылки с водой, гуашь (синего и зелёного цвета), кисточка, картинки с изображение лотосов (в закрытом и раскрытом виде), бумажные цветы, банка с прозрачной и банка с грязной водой, прозрачные стаканы (стеклянные), одноразовые стаканчики, воронка, ватные диски, схемы. Ход. Дети вместе с воспитателями заходят в музыкальный зал. Здороваются с гостями. На экране интерактивной доски появляется логотип Скайпа и звук входящего звонка, после изображение Розы Барбоскиной. «Привет ребята! Узнали меня? Я Роза Барбоскина. Представляете, мне задали домашнее задание: изучить свойства воды с помощью экспериментов. Гена конечно, начал помогать мне составлять схемы, но как всегда уехал на свою научную конференцию и не успел закончить. Без Генки я совсем не справлюсь! Что мне делать? Кто сможет мне помочь? (помехи со связью). Ребята, я вас не вижу и не слышу…» (пока связь возобновляется, воспитатель направляет детей на то, чтобы они помогли Розе с заданием). Воспитатель: Ребята, связь пропала. Вы слышали, Розе нужна помощь с экспериментами с водой и закончить схемы. Что мы можем сделать? Дети: Помочь. Воспитатель: А как мы можем помочь? Дети: Провести незаконченные эксперименты и схемы. Воспитатель: Молодцы ребята. Роза: «Связь возобновилась, я вас вижу. Что же мне делать?» Воспитатель: Роза, ребята решили тебе помочь с заданием. Мы проведем эксперименты и дорисуем схемы. Роза: «Ребята, я так рада, что вы согласились мне помочь. Я на вас надеюсь. Жду результаты исследований. Высылаю посылку с необходимыми материалами и незаконченными схемами». Воспитатель: Готовы экспериментировать? Но для начала предлагаю вспомнить, какие свойства воды вы уже знаете? Дети: вода не имеет запаха, вкуса, может испаряться, превращаться в пар, может замерзать. Воспитатель: Молодцы ребята! Много знаете о свойствах воды. (раздается стук в дверь). Это наверно посылка от Розы. (Воспитатель открывает дверь и берёт посылку в виде прозрачного контейнера с необходимыми материалами, и конверт со схемами). Воспитатель вместе с детьми рассматривает содержимое посылки. Находят конверт с незаконченными схемами. Опыт № 1 «Разноцветная вода» Рассматривают схему. Действуют по ней. Воспитатель: Что нам надо для этого эксперимента? Дети: Бутылка с водой Воспитатель: Какая вода в бутылке? Дети: Прозрачная Воспитатель: Давайте посмотрим на схему. Что надо дальше делать? Дети: Взять бутылку в руки и взболтать (потрясти). Воспитатель: давайте выполнять (дети активно взбалтывают воду в бутылке, вода в ней окрашивается в синий или зелёный цвета) Воспитатель: что произошло с водой? Дети: вода окрасилась в синий, зеленый цвета. Воспитатель: как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? Дети: вода окрасилась с помощью краски. Воспитатель: Подумайте, как это произошло? (подвести детей к правильному ответу: на крышку от бутылки, с помощью кисточки наносят гуашь синего (зеленого) цвета. Завинчивают крышку, встряхивают бутылку). Пробуют свое предположение на бутылке воспитателя, т.к. его вода в бутылке не окрасилась. Воспитатель: какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Дети: 1. Вода прозрачная (не имеет цвета) 2. Вода окрашивается в разные цвета Воспитатель: Какие вы молодцы! Справились! Сложно было? Предлагаю отдохнуть. (проводится физминутка «Речка») Речка. К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.) Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.) Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.) Делать так руками нужно: Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.) Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.) Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.) Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.) Воспитатель: Отдохнули, продолжаем помогать Розе. Здесь еще есть схема выполнения эксперимента. Опыт № 2 «Живые цветы» Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь лежит картина (картина разделена на 2 части: на одной изображены кувшинки закрытые, на другой распустившиеся). Что изображено на ней? Дети: Цветы Воспитатель: Знаете, как они называются? Дети: Кувшинки Воспитатель: А где они растут? Дети: На пруду. Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки. Они одинаковые? Дети: нет. Воспитатель: Чем они отличаются? Дети: На одной картинке кувшинки закрытые, а на другой распустившиеся. Воспитатель: Правильно, какие вы внимательные. Я предлагаю провести эксперимент и тоже сделать такой пруд с кувшинками. Наверно и схема есть для этого. Находят схему, выполняют. Воспитатель: Что сначала нам надо? Дети: Таз. Воспитатель: У нас нет таза, что делать? (подвести детей к тому, что можно использовать контейнер из-под материалов для экспериментов) - Хорошо, емкость приготовили. Дальше? Дети: Наполнить емкость водой. Воспитатель: Да, правильно. Как мы можем это сделать? (подвести детей к тому, что воду можно взять из бутылок с предыдущего эксперимента). Наливают воду в емкость. Воспитатель: Дальше по схеме, что делать? Дети: Опустить цветы в воду. Воспитатель: Молодцы, выполняем. (дети наблюдают за раскрытием лепестков) Воспитатель: Как вы думаете, почему так произошло? Дети: Бумага впитывает в себя воду и лепестки от тяжести раскрываются. Воспитатель: Правильно. Молодцы! Какой вывод можно сделать из проведенного эксперимента? Дети: Вода имеет свойство впитываться в бумагу, утяжеляя её. Воспитатель: Молодцы! Все правильно! Ребята, посмотрите, в этой банке тоже вода есть. Скажите, какая она? Дети: Грязная, мутная. Воспитатель: Подумайте, где можно встретить такую воду? Дети: В реке, пруду. Воспитатель: Ее можно использовать для умывания или приготовления пищи? Дети: Нет. Воспитатель: Подумайте, что можно сделать с этой грязной водой? Можно её сделать прозрачной? Как? Дети: Очистить. Воспитатель: Правильно, а для того, чтобы узнать, как можно очистить воду, обратимся к схеме, для выполнения эксперимента. (выполняют.) Сначала надо взять пустой стакан, вставить в него воронку, а в воронку фильтр – бинт, а между слоем ватный диск. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький, но стакан наливаем не полный. Ребята, что у вас получилось? Дети: Вода стала прозрачной, а фильтр стал грязным, на нем осталась грязь. Воспитатель: Какой вывод можно сделать после этого эксперимента? Дети: Воду можно очищать через фильтр. Воспитатель: Да. Правильно: вода после фильтрации становится прозрачной. Молодцы! Со всеми экспериментами справились. Теперь нам надо закончить схемы для Розы. Давайте вспомним с помощью схемы, что мы делали на первом эксперименте и закончим схему. (Дети вместе с воспитателем заполняют схемы, делая выводы по каждому эксперименту). Молодцы! Всё запомнили! Сейчас я запечатаю конверт со схемами, подпишу его и отправим его Розе. Как (с помощью чего) можно отправить письмо? (предположение детей) Посмотрите вокруг, что в нашем музыкальном зале может летать? (Дети находят воздушные шары, наполненные гелием) Правильно, можно отправить письмо с помощью воздушных шаров. Давайте вместе прикрепим конверты с готовыми схемами к шарам и отправим к Розе Барбоскиной. (дети с воспитателем прикрепляют письмо скрепками к шарам и выпускают с балкона). Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? С кем бы вы поделились своими знаниями? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? А вы бы хотели ещё провести эксперименты с водой?
|