Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека» |
Познание | |||
Автор: Коваль Галина Николаевна | |||
10.05.2020 16:05 | |||
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека» Цель занятия:
Воспитатель спрашивает детей, кого можно назвать людьми? (Взрослых, детей, мальчиков, девочек, мужчин, женщин). — Правильно, а все ли люди одинаковые? Нет, тела людей устроены по одному принципу, но при этом все они различаются между собой. Нет двух абсолютно одинаковых людей (разный рост, облик, цвет кожи, форма глаз, ушей, носа). А чем покрыто наше тело? (ответы детей). — Правильно, кожей. Она защищает органы внутри нас. Если посмотреть на кожу в увеличительное стекло, то увидим, что она не гладкая: на ней бугорки и маленькие дырочки; из дырочек растут волосы. Кожей мы ощущаем холод, тепло, изменение температуры. Каждый человек обладает своим и неповторимым рисунком отпечатков пальцев.
Игра «Сделай отпечатки пальцев». (Дети аккуратно наносят тонкий слой губной помады на подушечки своих пальцев, прижимают к листу бумаги и получают отпечатки. Сравниваем их с помощью увеличительного стекла, как сильно они отличаются друг от друга). Вот видите, кожей мы можем почувствовать, т. е. осязать. Значит, кожа-орган осязания. Воспитатель загадывает загадку: «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят». Это – глаза. Разберемся вместе, дети, для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас на лице есть пара глаз? Да, зрение — один из органов чувств. Благодаря нашим глазам, мы видим. В наши глаза попадает свет, сведения об этом поступают в мозг, который сообщает нам, что мы видим. У кого кроме людей есть еще глаза? (У рыб, животных, птиц). А у всех ли одинаковые глаза? Нет, а почему? Э то связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой живут их обитатели: рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи, лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, лягушка сама начинает двигаться. У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси. Они видят только в темноте. А куры, голуби, ящерицы видят только при свете. Муравьи даже днем видят звезды. А вот у пчелы пять глаз: 2 больших и 3 маленьких. Кроме того, пчелы необычно воспринимают цвета. Они не опыляют красные цветы, т.к. красный цвет они воспринимают, как люди воспринимают черный цвет. Есть люди, не различающие цвет, они страдают болезнью, которая называется дальтонизм, а люди — дальтоники. Кто-то из вас станет летчиком, врачом, пилотом, но кроме знанья и уменья- Всем необходимо зрение. Чтобы книгу прочитать, нужно зреньем обладать. Значит, каждому из нас нужна пара зорких глаз. А как называют человека, лишенного зрения? Слепой. Могут ли такие люди читать? — Да, есть специальный шрифт для слепых людей в виде выпуклых букв и цифр. Давайте и мы с вами попробуем – трудно ли читать руками. (Дети с завязанными глазами узнают цифры и буквы). Вот посмотрите, как тяжело приходиться слепым. — Воспитатель спрашивает детей, чем дышим. Правильно, носом. Некоторые думают, что нос – это украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать кверху ( «Ишь, ты, нос, задрал» или «Ну что ты нос повесил?»). Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос — важная часть тела, орган обоняния. Есть прямые носики, есть носики-курносики. Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос. -Только ли для этого нужен нос? Мы ощущаем запахи, которые проносятся в воздухе. Когда мы вдыхаем носом воздух, мы чувствуем их. Запахи невидимы, но сведения о них поступают в мозг, который сообщает нам, что мы обоняем. Запахи исходят от различных окружающих нас вещей: одни приятны, другие — нет. А у всех ли скажите, у каких животных сильно развито обоняние? (У кошек, собак, лошадей; слабо – у птиц, а вот дельфины вообще не различают запахи). А что происходит с нашим носом, когда у нас сильный насморк. Нос не должен быть простужен, нос здоровый всем нам нужен. Чтобы сон, когда придет, тихо спать, закрывши рот. Игровое упражнение «Определи запах». (Дети в коробочках из-под «киндеров» угадывают запахи: лимонная корка, мята, лавровый лист, гвоздика, перец душистый, укроп, духи, чеснок). Жарким летом на лужочке носик нюхает цветочки, На полянке — землянику, в грядке — спелую клубнику. В огороде чует нос, где чеснок и лук подрос. Все пронюхает наш нос. Даже помнит он, каков, запах маминых духов. Чтобы наш нос хорошо обонял, еще можно пожелать: Пальцем в нос не залезать, День на солнце не сидеть — носик может обгореть. А зимой в большой мороз — не высовывать свой нос! Ну, теперь понятно вам, зачем носик малышам. Воспитатель спрашивает детей: Зачем нам язык? Дети отвечают: издавать звуки, разговаривать, проверять пищу на пригодность и непригодность к употреблению, переворачивать кусочки пищи во время жевания. Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык, это вкусовые сосочки. Существуют 4 вида вкуса: сладкий (на кончике языка), соленый и кислый (боковые стороны), горький (задняя зона языка). Можно задать детям вопрос: На какую часть языка следует положить таблетку, чтобы не чувствовать ее горький вкус и почему? А почему нельзя класть таблетку ближе к корню языка? Игра «Определи на вкус». (Дети с завязанными глазами угадывают на вкус лимон, апельсин, вареную свеклу, лук, сырую морковь, чеснок и т. д.) Проводится игра на внимание «Ухо-нос». Активизировать внимание детей: зачем человеку слух и сколько у вас ушей. (Ответы детей). Воспитатель говорит детям, что мы все время слышим разные звуки. Они сообщают нам об окружающем мире. Мы звуки не видим, но можем их слышать благодаря ушам. Для чего еще нужны уши? Правильно, мы не могли бы разговаривать. Конечно, мы разговариваем не ушами, но для того, чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие люди. Если человек рождается глухим, он и говорить не может. Воспитатель просит детей назвать животных — «чемпионов» по слуху (дельфины, киты, летучие мыши). А где расположены уши? У большинства животных и человека — на голове, а у кузнечика — на передних лапках, у рыб — по бокам. Рассматривание картинок с изображением различных животных и формы их ушей. Игра «Что шумит». (За ширмой слышаться звуки: шуршание пакета, колокольчик, барабан, дудочка, молоток и т. д.) В завершении занятия проходит закрепление всех органов чувств. Предшествующая работа: 1) беседы на тему: «Какими были первобытные люди», «Я и другие люди», «Я среди других людей». 2) рассматривание схематических изображений строения органов человека и животных; 3) опыты на определение реакции зрачков на различное освещение, на определение вкусовых зон языка; 4) отгадывание загадок; 5) чтение детской энциклопедии научной и художественной литературы.
|