Конспект НОД для воспитанников 6-7 лет «В лаборатории ученных. Соль.» |
Познание | |||
Автор: Орехова Н.В., Бобрышева Е.Н. | |||
11.05.2020 00:31 | |||
Конспект НОД для воспитанников 6-7 лет «В лаборатории ученных. Соль.» Воспитатели: Орехова Н.В., Бобрышева Е.Н. Цель: развитие познавательных способностей с помощью экспериментирования с солью. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей со свойствами соли, закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью. Развивающие: развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности. Воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов. Ход Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, у меня есть мешочки. Хотите узнать, что там. Потрогайте, какие на ощупь мешочки. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, в одном мешочке мелкое на ощупь, а в другом более крупное — что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках? Воспитатель загадывает загадку: Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль) Откройте мешочки. Что там? (соль) Дети высыпает соль в две емкости и рассматривают соль. Воспитатель. Какого цвета соль? На что похожа? (по одной она прозрачная, а когда ее много белая, одна похожа на порошок, а другая на кристаллики) Какая поваренная соль на вкус? (соленая) Если мы его можем сыпать, то она какая? (сыпучая) Скажите, а откуда мы можем узнать больше информации о соли? (из интернета, от взрослых, из книг). У педагога энциклопедия с фотографиями которые он показывает и рассматривает с детьми по ходу беседы) Воспитатель. Как вы думаете для чего нужна соль? (чтобы солить пищу) Соль — полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. (Фото соли каменной, поваренной, морской) Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете? Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой. Без соли, без хлеба худо беседа. Пуд соли вместе съесть. Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет. Без соли и стол кривой Без соли, без хлеба – половина обеда. Без соли, без хлеба – худа беседа Без соли, без хлеба за стол не садятся. Без соли, что без воли: жизнь не проживешь. Воспитатель. А вы хотите узнать, как люди добывают соль? Наша планета очень богата солёными место рождениями. (фото добычи соли) Люди научились добывать соль различными способами. Соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а вы знаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. Видео «Как добывают соль». Воспитатель: Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Но переизбыток поваренной соли в рационе человека также вреден для здоровья. Организм в таком случае начинает задерживать воду, органы работают с перегрузкой, повышается артериальное давление. Поэтому в употреблении поваренной соли важно соблюдать меру. Воспитатель: — Как вы думаете, где можно использовать соль? (Фото использование соли) - Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). - А еще соль полезна и животным. - В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. - В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. - На улице. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. Воспитатель. А еще в выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Воспитатель. Ребята незаметно для нас мы уже начали исследовать этот природный минерал. Мы с вами узнали, что соль — это природный материал, что еще узнали? (на не имеет запаха и соленая на вкус, сыпучая, прозрачная или белая). А вы хотите узнать еще больше о соли и провести с ней различные опыты? - А где мы можем провести опыты? (В лаборатории) - Что же такое лаборатория? (помещение, где проводят опыты, эксперименты) - Кто работает в лаборатории? (ученные) «Сегодня всем нам предстоит, немножко стать учеными. В лабораторию пойдем, и чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом» Воспитатель. Смотрите, а в лаборатории нас уже встречает профессор. Здравствуйте профессор. Профессор. Здравствуйте. Но прежде, чем приступить к работе давайте немного разомнёмся и поиграем в игру «Соленый-несоленый» Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,) Профессор. Ну что ж проходите и занимайте места. (Дети надевают халаты, шапочки, занимают места.) Расскажите мне ребята с каким веществом мы будем сегодня работать? (с солью) Профессор. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
Соль — это интересное вещество. А я ребята знаю сказку про соль. Хотите послушать? Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем, проведя опыты с солью. Опыт № 1 Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело). Возьмите мешочки с солью, и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. (у которого была соль) Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду) Мы с вами уже знаем, что, когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую). Профессор. Вот наши ослики дошли домой, так как же ослик не принес груз? (который нес соль). Почему? (она растворилась в реке). А какой ослик принес груз? (который нес поролон). Почему? (поролон никуда не делся). Молодцы, справились с заданием. Опыт № 2 «Холодная или горячая» Профессор. Ребята, как вы думаете, в какой воде соль растворится быстрее в тёплой или холодной? (Ответы детей.) Давайте проверим. На столах два стакана. Один с тёплой водой, другой с холодной. Профессор. Ребята, положите по одной ложке соли в каждый стакан и перемешивают. Где соль растворилась быстрее? А в каком стакане вода солёная? (Выясняют, что быстрее растворяется в тёплой воде и в обоих стаканах солёная вода.) Профессор. А вот еще одно удивительное свойство соли я хочу вам продемонстрировать. Опыт №3 «Плавающий картофель» Для опыта нам понадобится 2 сырых картофеля и два стакана с водой. В один стакан насыпим 3 ложки соли и хорошо перемешаем, а в другой нет. Надо положить картофель в оба стакана. Смотрите, там, где была солёная вода, картофель всплыл, а где нет – утонуло. Значит солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. Соль повышает плотность воды и называется это эффектом «Мёртвого моря». Опыт № 4 «Соль растворяет» Профессор. Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Профессор. Молодцы ребята. Вы сегодня были настоящими учеными. На сегодня наши опыты с солью закончились. Воспитатель. Ну а нам пора отравляться домой. Спасибо профессор за такие интересные опыты. (дети снимаю халаты, вешают на стулья) Воспитатель. Ну вот ребята мы вернулись в детский сад. Скажите вам сегодня было интересно. С каким природным минералом мы сегодня познакомились? (с солью). А что вы сегодня нового узнали про соль? Что понравилось больше? Какие трудности у вас возникли сегодня? - Как вы думаете ребята все-таки соль полезна или вредна? (соль полезна в небольших количествах) Согласны ли вы с утверждением, что соль — удивительное вещество природы, необходимое людям? Ой, ребята, а в мешочке, что, то есть еще. Открывает, а там сахар. Вы узнали, что это за вещество? Это профессор передал вам для дальнейшего изучения и исследования, так как вы были хорошими ученными, а еще он вам передал сертификаты исследователей соли.
|