Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников. |
Познание | |||
Автор: Лычагина Ольга Николаевна | |||
27.04.2020 22:57 | |||
Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников. «Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы» Эмерсон Р. Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, которое было направленное на преодоление ситуаций в соответствии с собственным планом. Инициативность охарактеризовывает себя как черту детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям. Инициативный ребенок стремиться к организации игр, к продуктивным видам работы, содержательного общения, он умеет найти занятие, которое соответствует желанию; включиться в разговор, способен предложить увлекательное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связанна с проявлением любознательности, изобретательностью. Инициатива детей дошкольного возраста проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и с помощью вопросов (почему? зачем? как? откуда?).
Экспериментирование как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В своей работе я решила исследовать проблему развития инициативность через процесс экспериментирования. Использовала разные виды деятельности:
Использую такие формы и методы, чтобы дошкольник был любознательным, активным, для того чтобы в процессе экспериментирования ребёнок приобрёл следующие навыки: мог видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; проводить эксперимент; делать вывод. В экологическом уголке размещены материалы для ознакомления детей с миром природы. Это дидактический и демонстрационный материал. Коллекции шишек, семян и плодов растений, муляжи овощей и фруктов, животных разных природных зон. В своей работе использую разнообразное оборудование, приборы и материалы для исследования: микроскоп, лупы, магниты, песок, глина, земля, камни, колбы, пробирки, штативы, и т.д. Предметы окружающего мира: глобус, физические карты, песочные часы. Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе (лаборатории). Составила картотеки опытов и экспериментов, соответствующие возрасту детей. Подобрала детскую познавательную литературу:
При проведении эксперимента провожу наблюдения, где формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдения за изменениями объектов. Также использую игровой метод, который сопровождается с другими приёмами: вопросами, объяснениями, указаниями, пояснениями, показом. Из словесных методов использую ситуативные беседы. Для развития детской инициативы в начале эксперимента использую сюрпризные моменты:
Дошкольники с помощью игровых персонажей, принимают участие в решении интересных проблем, сформулированных зачастую самими детьми в виде задачи, вопроса, спора, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер. При решении проблемных ситуаций, дети высказывают свои предположения, с помощью опыта проверяют их на практике, выбирают способ решения задачи. Ребята испытывают радость, задают вопросы, проявляют инициативу и любознательность во время проведения экспериментов. Провожу опыты, эксперименты и наблюдения, такие как:
Экспериментальная деятельность, которая напрямую связанна с проявлением самостоятельности и инициативы, позволяет ребенку проявить интеллектуальную активность, которая связанна со стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт своей деятельности. Проявление самостоятельности поощряет ребенка не только выявлять различные способы использования того или иного материала, но и найти новые свойства предметов. В процессе экспериментирования формируются важные качества: умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными составляющими развития личности. Ребенок становится активным в наблюдении, в выполнении поставленных задач, учится проявлять самостоятельность и инициативу в ходе занятия, в подборе необходимых пособий. Экспериментируя, дети узнают много нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными.
|