Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по исследовательской деятельности в старшей группе «Исследуем окружающий мир»
Познание
Автор: Бугайчук Людмила Васильевна   
30.04.2020 13:53

Проект по исследовательской деятельности в старшей группе «Исследуем окружающий мир»Проект по исследовательской деятельности в старшей группе «Исследуем окружающий мир»

Выполнил: Воспитатель МАДОУ «Колокольчик» Бугайчук Л.В.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Одной из ключевых задач современного дошкольного образования в рамках федерального образовательного стандарта является формирование исследовательских умений дошкольников. Целевая установка ФГОС ДО предусматривает создание комплексного, интегративного, системно – деятельного подхода к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

 Скачать конспект

В связи с этим одной из первостепенной задачей любого дошкольного образовательного учреждения становится подготовка детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.

В ребенке с раннего детства зарождается исследовательская деятельность, желание проводить различные эксперименты с вещами или предметами, которые его окружают. При этом разграничивается восприятие, ребенок начинает разделять предметы по категориям: цвету, форме, размеру, назначению. У ребенка закладываются сенсорные эталоны, простые трудовые действия. В старшем дошкольном возрасте приобретенные навыки и умения в раннем возрасте переходят в исключительную деятельность познавательных мотивов. Ценность самостоятельной исследовательской деятельности устанавливается в том, что дошкольник познает окружающий мир проявляя собственную инициативу изучая и исследуя его.

Проект «Исследуем окружающий мир» направлен на формирование навыков исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта позволит дать детям возможность созидательно работать с разнообразным природным материалом, творчески проявлять себя при проведении различных опытов и экспериментов. В проекте взаимосвязаны многообразные досуговые и просветительские формы деятельности, одновременно представлены разнообразные формы и методы просветительской работы с родителями (законными представителями).

Проектом раскрывается решение задач познавательного развития дошкольников посредством организованных в ДОУ ряда увлекательных мероприятий, которые направлены на изучение окружающего мира и расширение мировоззрения детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность. Практическое использование проекта позволит сформировать у воспитанников ДОУ знания об окружающем мире через практические навыки.

Проблема проекта: одной из актуальных проблем воспитания и становления личности ребенка, который будет проявлять интерес к самостоятельному познанию окружающего его мира, является формирование познавательных интересов.

Помимо игровой деятельности в период дошкольного возраста немаловажное место должна занимать поисковая, познавательно – экспериментальная деятельность, которая предоставит ребенку возможность самому делать открытия, приобретать самостоятельно новые навыки и умения. Но при этом каждому ребенку необходимо создать тактичное взаимодействие, сотворчество со взрослым.

Актуальность:

Познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование дает возможность дошкольнику более успешнее познать мир живой и неживой природы. Проводя эксперименты, ребенок пытается найти и установить взаимообусловленные зависимости и связи, познание окружающего мира в игровой форме удается ему гораздо проще и эффективнее. Чем больше будет предоставлено ребенку разнообразного материала, тем интенсивнее будет развиваться детская поисковая деятельность, ребенок получит больше новой информации и тем самым быстрее и полноценнее пройдет его развитие.

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно – исследовательских навыков посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира;
  • учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;
  • учить анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков;
  • обогащать словарь детей новыми терминами.
  • развивать познавательно — исследовательскую активность детей, используя метод экспериментирования;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • установить доверительные и партнерские отношения с родителями, путем вовлечения их в жизнедеятельность группы в области познавательного развития.

Новизна проекта заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования с учетом интеграции образовательных областей программы.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям углубленные представления о всех сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Предполагаемые результаты:

  • У детей будут сформированы предпосылки поисковой деятельности.
  • Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных задач самостоятельно.
  • У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
  • У детей пополнится словарный запас специальной терминологией.
  • Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка.
  • Возрастет количество родителей, вовлеченных в воспитательно- образовательный процесс.

Материалы и оборудование:

Оборудованный уголок в группе по экспериментированию, наборы индивидуальные: пробирки, микроскоп, одноразовые стаканы, трубочки-соломинки, лупы, воронки, маски, шапочки, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Картотека опытов, альбомы со схемами опытов, проектор, экран, презентации Power Point, ноутбук.

Этапы реализации проекта:

Практическая значимость:

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Формы работы:

  1. Изучение, подборка и анализ научной и методической литературы.
  2. Проведение педагогической диагностики на начало учебного года.
  3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
  4. Подбор опытов с описанием проведения.
  5. Организация предметно – развивающей среды.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год