Научно-техническое творчество или откуда берутся изобретатели |
Познание | |||
Автор: Антонова Наталья Евгеньевна | |||
10.04.2020 14:43 | |||
Научно-техническое творчество или откуда берутся изобретатели Антонова Н.Е., воспитатель МБДОУ детский сад №100 «Летучий корабль», г. Ульяновск Аннотация: статья посвящена первым шагам дошкольников на пути научно-технического творчества. Рассмотрены основные направления работы в детском саду. Ключевые слова: техническое творчество, изобретатель. Сегодня в Российской Федерации делается огромный упор на развитие научно-технического направления подрастающего поколения. Современная техника развивается и совершенствуется, выпускаются новые модели за счет интеллектуальных усилий инженеров, конструкторов, программистов. Школьник изобрел новое решение технической задачи, он может называться изобретателем? Если исходить из того, что изобретения может делать каждый, но только на том уровне, к которому подготовлен, то ответ на вопрос – да. Если педагог или родители будут поддерживать в ребёнке желание приобретать знания, давать возможность действовать самостоятельно и участливо помогать, то полученный ребенком опыт, подготовит его к следующему уровню технического творчества и ему по плечу будут более сложные задачи. Занятия техническим творчеством предполагают:
Занятия техническим творчеством, включенные в специально организованную игру, можно начинать даже с дошкольниками.
Поставьте дошкольнику задачу: «Придумай фантастического героя, летательный аппарат, супер робота». В решении поставленной задачи дошкольник будет опираться на свои знания сказок, а именно сказочных персонажей. И должен будет найти ответ на вопрос, а какие приёмы использовались для их создания? В своей книге «Сказочное воздухоплавание» Андрей Усачёв рассказывает о французском поэте Сирано де Бержераке, который в своем научно-фантастическом романе «Иной свет, или Государства и империи Луны» описал шесть способов полета на Луну, а также устройство своего летательного аппарата. «Одной из важнейших частей конструкции де Бержерака была мощная пружина. Освобождаясь, она приводила в движение крылья. Кроме того, к его машине были привязаны пороховые ракеты: шесть рядов по шесть ракет. Когда сгорал один ряд, загорался другой, за ним третий…Любопытно, что по этому принципу устроены современные многоступенчатые ракеты» [2, с.20] Творческая работа ребенка будет заключаться в тренировке способности находить далекие аналоги, созданные с использованием этих приемов, в развитии воображения (вечный двигатель и Кощей Бессмертный, крылья драконов и дельтаплан, воздушный шарик Вини Пуха и воздушный шар). Однако чтения сказок и фантастических книг недостаточно. Необходимо будет вырабатывать у ребенка привычку анализировать изобретения в книгах. Также необходимы специальные занятия, в процессе которых ребята смогли бы не только получать готовые объяснения, но и самостоятельно находить ответы на свои вопросы. С использованием современных подходов к опытно-экспериментальной деятельности, информационно-коммуникационных технологий, робототехники в ДОУ станет возможным подготовка ребят к техническому творчеству. Такие занятия должны проводиться систематически. Организовываться занятия в детском саду могут не только педагога с детьми, но и с детьми и родителями. Это даст новый толчок в общении родителей и детей, новые направления в развитии способностей детей. Занятия с детьми по направлению научно-техническое творчество могут быть представлены в следующих направлениях: Схемотехника «Микроник» Ребята смогут разобраться с электричеством, различными компонентами и тем, как создаются электронные устройства: домашняя сигнализация, кодовый замок, усилитель исполняющего сигнала и многое другое. Все устройства, которые собирает ребенок, являются интерактивными, то есть реагируют на какие-либо внешние действия: касания, нажатия, повороты ручек, уровень освещенности и так далее. Это вовлекает ребенка в процесс создания устройства, становится интересно проверить — а как оно будет работать? А что произойдёт? Дети учатся использовать настоящие компоненты — те, что используются в реальных устройствах. Это чуть сложнее, но даёт большие возможности и приучает к настоящему миру электроники, с которым им всё равно придется столкнуться, особенно если это им интересно как будущее занятие. Робототехника (набор Lego WeDo) Почему так важна и популярна робототехника сегодня? Она включает в себя знания таких предметов как математика, информатика, физика, технология и возможность применить их на практике, развивает моторику и логическое мышление. Дети познакомятся с удивительным миром инженерного творчества, смогут самостоятельно собрать и запрограммировать робота под поставленные задачи, научатся понимать принципы работы датчиков и моторов 3D-моделирование 3D-моделирование – это процесс создания трехмерной модели объекта. Задача 3D-моделирования – разработать объемный визуальный образ желаемого объекта. С помощью трехмерной графики можно создать точную копию предмета, существующего в реальности, и разработать что-то совершенно новое и фантастическое. Разработанную модель можно распечатать на современном 3D-принтере. Программирование Scratch Junior Этот вид программирования для детей мечтающих не только играть в игры, но и разрабатывать их. Создавать анимацию или компьютерные программы. Дети изучают основы программирования, базовые термины и понятия, такие как «цикл», «переменная», «функция», с помощью базовых команд учатся управлять теми или иными движениями персонажа. MATATALAB PRO SET Набор для начального обучения, рассчитанный на возраст 4+. Развивает логическое мышление в увлекательной игровой форме. Учит основам программирования без применения компьютера и мобильных устройств. Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» Это целая платформа для экспериментов в детских садах и начальной школе. Состоит из 8 лабораторий, посвященных отдельным темам: температура, свет, электричество, кислотность, магнитное поле, пульс, сила, звук. STEАM-лаборатория Включает в себя три модуля:
Для организации занятий техническим творчеством в детском саду необходимо подготовить специалистов, создать методическое обеспечение процесса с учетом требований ФГОС ДОО, усилить материально-техническую базу, провести работу с родителями воспитанников, провести работу по повышению компетентности родителей в вопросах развития начального технического творчества Список литературы:
|