Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Лаборатория Профессора Почемушкина» |
Познание | |||
Автор: Замалова Эльвира Наильевна | |||
09.04.2020 12:26 | |||
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Лаборатория Профессора Почемушкина» Выполнил: Воспитатель МАДОУ «Колокольчик» Замалова Э.Н. по образовательной области «Познавательное развитие» Пояснительная записка Прежде чем давать знания, С момента введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), педагогами накоплен достаточный положительный опыт организации непосредственно образовательной деятельности (НОД) с дошкольниками. В своей повседневной работе у педагогов дошкольных учреждений есть возможность использования такого опыта через сеть Интернет, использования печатных изданий, опыта работы коллег на уровне методических объединений и т.п. Но вопросы, каким образом педагог может организовать НОД с детьми, возникают постоянно. Обязательным условием, в соответствии с требованиями ФГОС ДО — НОД должна быть такой детской деятельностью, которая в обязательном порядке бы подразумевала их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, быть интересна для них. Но при этом процесс обучения остается. Дети обучаются, не замечая этого. В этом и заключается мастерство педагога, его умение правильно организовать НОД. При проведении НОД меняется роль педагога, он становиться «координатором» или «наставником», непосредственным источником информации. Меняется позиция педагога по отношению к детям — она приобретает характер сотрудничества, ребенок теперь выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения, равноправным партнером.
Одним из видов НОД является экспериментирование. Детское экспериментирование – один из методов познавательно-исследовательского развития детей дошкольного возраста. При организации НОД по экспериментированию, мы поддерживаем склонность детей к исследованиям, желание самостоятельно искать истину. В представленном конспекте НОД можно проследить, как дети обнаруживают качества предметов, устанавливают связи между ними и с помощью педагога осуществляют многосторонний анализ. В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как добывают их в ходе собственных творческих изысканий. Данный конспект НОД имеет в своей основе проблемное обучение, так как содержит элементы исследовательского поиска. Именно такие занятия позволяют воспитывать современных людей с собственным творческим мышлением. При составлении конспекта НОД учитывали особенности организации детского экспериментирования в ДОУ:
Цель: Расширение и закрепление представления детей о свойствах воды Задачи: Образовательные:
-Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания о свойствах воды. -Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. Развивающие: -Способствовать развитию любознательности. -Развивать внимание детей.
проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. Воспитательные: -Продолжать воспитывать культуру поведения. -Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде. -Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете. Предварительная работа:
-проведение отдельных опытов с водой. Методы и приёмы:
-совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность). Материал и оборудование: иллюстрации по теме «Вода», раздаточный материал на каждого ребёнка: одноразовые прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведёрко. Словарная работа: вводить в словарь детей существительные (лаборатория, опыты, оборудование), помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды (течёт, смачивает, впитывается, растворяет). Ход непосредственно образовательной деятельности: Организационный момент: Воспитатель предлагает детям собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. Игра-приветствие «Наши умные головки» Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся. Воспитатель: Хорошо учился в школе, Институтский курс освоил. Все науки изучал, Академиком он стал. Книг прочёл, наверно тонны! Настоящий он... УЧЁНЫЙ Воспитатель: Скажите, чем занимаются учёные? Предполагаемые ответы детей: Учёные занимаются наукой. Наука — это познание. Учёные проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают. Воспитатель: Где работают учёные? Предполагаемые ответы детей: В научной лаборатории. Воспитатель: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Предполагаемые ответы детей: Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину. Сюрпризный момент: Воспитатель: Ребята к нам в гости сегодня пришел Профессор Почемушкин (появляется на интерактивной доске) Профессор: Здравствуйте, ребята! Я Профессор Почемушкин. Я хочу пригласить в свою лабораторию, где вы почувствуете себя настоящими учеными. Вы согласны? Предполагаемые ответы детей: Да Профессор: Я предлагаю вам провести опыты с водой! А вы знаете, в каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки. Почемушкин читает загадки, а дети показывают иллюстрации с отгадкой (картинки — отгадки вывешиваются на мольберт). Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь это... (Дождь). С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые... (Снежинки). Сверху одеяло На землю упало, Самой лучшей ваты Мягче и белей. Травкам и козявкам, Всем зверушкам малым Спать под одеялом До весенних дней. (Снег). У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдёт — Гвоздь упадёт. (Сосулька). Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что объединяет все ответы на загадки Профессора? Предполагаемые ответы детей: Это вода. Воспитатель: Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Кто мне напомнит? Предполагаемые ответы детей: Она может быть жидкой, твёрдой и газообразной. Профессор: Сейчас мы с вами, как настоящие учёные, будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места. Дети рассаживаются по 2 человека за один сто). Профессор: Приступим к нашему исследованию. Опыт № 1. «Вода — жидкость». Профессор: Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течёт, льётся и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку? Предполагаемые ответы детей: Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью. Профессор: Совершенно верно. Вывод: вода — жидкость. Опыт № 2. «Вода бесцветная». Профессор: А сейчас возьмите стаканчики с водой и с молоком. Какого цвета молоко? Предполагаемые ответы детей: Белого. Профессор: А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? Предполагаемые ответы детей: Нет. Она прозрачная. Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная. Профессор: Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Предполагаемые ответы детей: Да. Профессор: Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили? Предполагаемые ответы детей: Нет. Вывод: вода — прозрачная жидкость. Опыт № 3. «Вода не имеет запаха». Профессор: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет? Предполагаемые ответы детей: У воды нет запаха. Профессор: Понюхайте стакан с соком, чем он пахнет? Предполагаемые ответы детей: Апельсином. Профессор: Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной. Вывод: вода не имеет запаха. Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса». Профессор: Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у неё вкус? Предполагаемые ответы детей: Нет. Профессор: А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? Предполагаемые ответы детей: Да. Вывод: вода не имеет вкуса. Воспитатель: Делать научные открытия — дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. Дети располагаются на ковре в произвольном порядке. Физкультминутка «Дождик» Дождик скачет по дорожке, Как мальчишка озорной, (Прыжки) Громко хлопает в ладоши И от счастья сам не свой. (Хлопки) Летний дождь — всегда веселый. Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе) Вот и тополь стал зеленый, Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево — вправо) Как игрушки в магазине, Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой) Небосвод стал синий-синий. В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики») Воспитатель приглашает всех подойти к его столу. Опыт № 5. «Способность воды отражать предметы». Воспитатель: Скажите, что стоит на столе? Предполагаемые ответы детей: Таз с водой. Воспитатель: Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? Предполагаемые ответы детей: Свое лицо, отражение. Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение? Предполагаемые ответы детей: В зеркале, в витрине магазина и т. д. Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? Предполагаемые ответы детей: Очень плохо, оно размытое. Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто. Рефлексия. Профессор: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает водах? Предполагаемые ответы детей: Вода прозрачная, без запаха и не имеет вкуса. Профессор: Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с ней. Я думаю, обо всём интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. До свидания, ребята! Воспитатель: Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих опытах. Спасибо вам, ребята. Список используемой литературы:
Интернет ресурсы: 1. https: //nsportal. ru/sites/default/files/2016/01/18/nod_po_fgos. doc Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц. Воспитатель МАДОУ «Колокольчик» ___________________ Э.Н. Замалова «_____» _____________________2020г.
|