Творческо-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги» |
Познание | |||
Автор: Карамуллина Альмира Мавлетзяновна | |||
07.03.2020 11:11 | |||
Творческо-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги» Подготовила: Карамуллина Альмира Мавлетзяновна, воспитатель. Тип проекта: долгосрочный, групповой. Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста. Участники проекта: Воспитанники старшей, подготовительной группы: участие в поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности, изготовление из бумаги экспонатов для мини-музея. Воспитатель: анализ литературы по теме проекта, разработка конспектов по ознакомлению воспитанников с видами бумаги, ее свойствами, назначением и т.д.; проектирование и организация образовательной деятельности с детьми. Родители (законные представители) воспитанников: участие в создании экспонатов мини-музея, создание единой образовательной среды в рамках реализации проекта. Проблема: Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства детей бумага привлекает своим многообразием, необычностью, многофункциональностью. И этот интерес детей к бумаге подвел меня проекту «Волшебный мир бумаги». Почему «волшебный»? Потому что ребенок для выявления свойств бумаги проделывает поистине чудесные превращения, открывает завесу истории, мастерит интересные вещи.
Выбор темы проекта также неслучаен. Он обусловлен тем, что 2017 год назван Годом экологии в России. Жизнь современного человека без бумаги была бы не полноценной. Мы повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. С бумагой связаны многие наши действия. Порой мы уже не замечаем, как не бережно относимся к бумаге и не экономим ее. И дети – дошкольники, в силу своего возраста, не понимают масштабов этой проблемы Человечества. Если дать каждому ребенку с дошкольного возраста возможность опытным путем, в собственной исследовательской деятельности изучить бумагу, которая с одной стороны является миром необычной красоты, с другой – причиной гибели лесов — то ребенок, как минимум, полюбит ее, захочет не только беречь и экономить бумагу, но дерево и лес, из которого делают ее. Цель: создание условий для развития познавательной активности дошкольников через расширение представлений детей о бумаге, ее видах, свойствах, возможностях ее применения людьми. Задачи:
Актуальность: Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности. По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Гипотеза: Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со свойствами, качеством и видами бумаги повышает интерес детей к окружающей действительности, стремление к самостоятельному познанию. Ожидаемый результат:
Содержание проекта: 1 этап – подготовительный Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
2 этап — деятельностный На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Подбор информационного и наглядного материалов о бумаге. Совместное изготовление с детьми поделок для мини — музея «Волшебный мир бумаги». Консультации для родителей «Бумажная фантазия», «Мастерим игрушки вместе», «Влияние экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности ребенка». 3 этап – заключительный Итоги работы над проектом «Волшебный мир бумаги» представляются в форме мини-музея «Волшебный мир бумаги» и выставки «Поделки из бумаги». Воспитатель готовит презентацию по деятельности проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке мини-музея, выставки поделок, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. За время проведения проекта заметно улучшились показатели познавательного развития. Накопилась познавательная активность детей, желание узнать что-то новое об окружающем мире. Внедрение проектного метода дал позитивные результаты в организации воспитательно-образовательной работы с детьми: у детей улучшились такие нравственные качества, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие.
|