Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста на тему «В гости к Старичку – Лесовичку» |
Познание | |||
Автор: Ермолаева Галина Аркадьевна | |||
06.03.2020 01:27 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста на тему «В гости к Старичку – Лесовичку» Цель: вовлечение детей в игровую деятельность, способствование закреплению знаний о лесных жителях. Задачи:
Предварительная работа: üСоставление сюжетных и описательных рассказов по моделям – схемам;
üДидактические игры «Загадки и отгадки», «С какого дерева листик», «Закончи предложение…», «Придумай кличку животному», «Назови лекарственную траву», «Животные и их детеныши», «Кто что ест?», «Чей хвост» … üНаблюдение на прогулке за деревьями; üПросмотр презентации «Звуки леса», «Голоса птиц», «Лесная аптека», üРассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, репродукций картин русских художников Левитана «Осень в лесу», Васнецова «Золотая осень»; ü Беседы о лесе. Средства: üПрезентация, интерактивная доска, комплект осенних листьев разных пород деревьев; üМнемотаблицы; üМузыкальное сопровождение. Способы: üигровая мотивация (письмо от Старичка – Лесовичка) üсюрпризный момент (появление Старичка – Лесовичка) üвопросы проблемного характера (игра «Придумай кличку зайчонку» и т.д.) üзагадывание загадок üФизкультминутка (танец с листочками) ü Проблемная задача (найди пару своему листочку) üРелаксационное упражнение «Расслабление» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста на тему «В гости к Старичку – Лесовичку» Ход: Воспитатель: -Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо. Кто его принес, и как оно у нас оказалось я не знаю, я думаю это какое-то волшебство. Давайте его рассмотрим. Дети рассматривают конверт, находят в нем диск с видео записью, просматривают его. Видео: (Слайд 1) «Дорогие ребята! Пишет вам Старик – Лесовик. Я слышал, что вы любите природу и много о ней знаете. Я хочу проверить, так ли это, и пригласить вас в путешествие по осеннему лесу. Я приготовил для вас подарок, но чтобы получить его, вам надо выполнить много трудных заданий. За каждое выполненное задание вы получите подсказку — пазл. Если вы найдете все подсказки и правильно их соедините, то сможете узнать, где находится подарок. А чтобы вы не заблудились, я дам вам карту, на которой указан маршрут». Воспитатель: - Ребята, вы согласны отправиться в путешествие по осеннему лесу? - Выполнить задания и получить подарок? - Для того чтобы очутиться в осеннем лесу нам нужно произнести волшебные слова «Вокруг себя покружись – в осеннем лесу очутись!» И мы окажемся в осеннем лесу». Но прежде чем отправиться в осенний лес, давайте вспомним правила поведения в лесу Ответы детей üНельзя ломать деревья! üНельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и птенцы не появятся. üНельзя разрушать муравейники üНельзя разжигать костёр. Надо его потушить! üНельзя приносить лесных животных домой. Лес для них – родной дом. üНельзя шуметь! (В лесу своя музыка и посторонний шум сильно напугает птиц и животных.) üНельзя мусорить в лесу. üНужно смотреть под ноги, чтобы не наступит на ящерицу, жука, змею Воспитатель: Молодцы ребята, вы знаете, как себя вести в лесу. А теперь произносим волшебные слова и отправляемся в путешествие (Дети произносят «волшебные слова» кружатся вокруг себя). Воспитатель: - Ребята вот мы и оказались в осеннем лесу. Смотрите – на опушке леса нас кто-то встречает. Давайте подойдем поближе. (На пеньке находят куклу – би- ба — бо Зайчиху). Здравствуй, мама Зайчиха! А почему ты такая грустная? (Кукла – «шепчет» на ухо воспитателю). Воспитатель: Ребята, я немножко понимаю язык зверей, поэтому расскажу, о чем поведала мне мама Зайчиха. Зайчиха сказала, что у нее шестеро зайчат, но она никак не может придумать им имена. Что же нам делать, ребята? Ответы детей. Хорошо, ребята, давайте ей поможем! (Воспитатель обращается к кукле). Не огорчайся, мама Зайчиха! Наши ребята сообразительные и находчивые и обязательно помогут придумать клички твоим зайчатам. Только расскажи, какие они у тебя. (Проводится игра «Придумай кличку зайчонку») Зайчиха: У одного моего зайчонка быстрые лапки. Воспитатель: Как можно назвать зайчонка с быстрыми лапками? Ответы детей. Зайчиха: У второго – лопоухие и длинные уши. Ответы детей. У третьего – большие глаза. Ответы детей. У четвертого – долгие пятки. Ответы детей. У пятого – острый нос. Ответы детей. У шестого – серая шерстка, а на боку белое пятно. Ответы детей. Зайчиха: Спасибо вам, ребята! Теперь я знаю, как назвать своих зайчат. А за вашу сообразительность вот вам первый пазл подсказка. Воспитатель: - Пойдем дальше? Давайте посмотрим на нашу карту. (дети смотрят на карту и идут дальше). Не отставайте, давайте вспомним игру «В лес отправимся гулять» я начинаю, а вы продолжайте Раз – два – три – четыре – пять – В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба) По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”). Может быть, и под листочком Сладку ягоду найдем. (присели) На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках) И на каблучках пойдем, Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках). Воспитатель: - Ребята посмотрите вокруг, как красиво в осеннем лесу! Подскажите, какие деревья можно повстречать в лесу? Ответы детей. Деревья стоят в осеннем наряде: золотые березки, багряные осинки, зеленые дубы. Давайте сядем на пеньки и немножко отдохнем. Воспитатель: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Высокой пышною стеной Стоит над светлою поляной А для чего люди ходят в лес? Ответы детей. (воспитатель добивается полных ответов) Воспитатель (обращает внимание на березку): Ребята, подскажите, что это за дерево? Ответы детей. Вы правы, посмотрите, какая она красивая! Наша березка не простая, а с загадками. Наверное, их прислал нам Старик — Лесовик. Давайте попробуем их отгадать. Воспитатель Лежала под елками Подушечка с иголками. Лежала, лежала Да побежала. Ответы детей. Воспитатель: - Правильно ребята это ёж (под пеньком ребята находят игрушку ёжика). Воспитатель: - Ребята, а где живет еж? Чем питается? Ответы детей (Живет ежик под корягами и пнями. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.) Воспитатель: Летом сер, зимою бел, По характеру несмел. По полянкам скачет ловко, Любит сочную морковку. Ответы детей. Воспитатель: - А чем питается заяц, где его дом? Ответы детей. Питается травой, корой деревьев. Живет в норе под кустом. Воспитатель: Серый я, живу в лесу, Знаю рыжую лису. Песню грустную тяну, Громко вою на луну Ответы детей. Воспитатель: Правильно — волк. Как называется дом у волка? Ответы детей. (логово). Воспитатель: Чем питается волк? Ответы детей. (Мелкими животными) Воспитатель: Воспитатель: Сообразительные вы, ребята! Отгадали все загадки Лесовичка! А посмотрите, сколько у нас под ногами разноцветных листьев – настоящий пестрый ковер. Давайте возьмем по одному листочку и попробуем отгадать, с какого он дерева. Ответы детей. Воспитатель: Рассмотрите свой листочек. Какими красивыми словами можно сказать про него? Ответы детей. Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас давайте под музыку станцуем со своими листочками. Как только я скажу «Раз, два, три – свой листочек бери!», вы должны найти своему листочку пару на этой осенней полянке. (Проводится динамическая пауза. Дети делают произвольные движения под музыку. С окончанием музыки находят пару своему листочку.) Воспитатель: Ребята, а вот и еще один пазл подсказка. Отправляемся в путь Идут змейкой по извилистой дорожке (под музыку) Воспитатель: Ребята! Смотрите, нам на встречу, Ежик бежит. Здравствуй Ежик, ты куда спешишь. Ежик: Беда в лесу приключилась, Айболит в Африку улетел зверей лечить, а мне друзья – лесные жители позвонили, сказали, что заболели, просили помочь. А я не знаю, чем зверей в лесу лечить можно. Может вы мне подскажите? Воспитатель: Как вы думаете, чем можно вылечить зверей в лесу Ответы детей: (можно собрать лекарственные травы.) Воспитатель: - Ежик наши ребята знают какой травкой какую болезнь лечить можно. Ты нам скажи, что болит у твоих друзей и мы тебе подскажем. Ежик: У лисы ангина и высокая температура Ответы детей: (надо заварить чай из ромашки) Ежик: А медведь бочонок с медом поднял, спина теперь болит, чем полечить? Ответы детей: (дети предлагают приложить лист лопуха и крапиву) Ежик: А маленький зайка бежал, споткнулся через шишку и разбил себе колено, чем помочь Ответы детей: (надо приложить подорожник) Воспитатель: Молодцы. Подорожник это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет. Ежик: Вот спасибо вам ребята, помогли мне травку собрать, теперь я смогу своим друзьям помочь. Я слышал, вы подарок ищите, вот вам пазл подсказка. До свидания. Воспитатель: Ребята, а нам пора дальше отправляться в путь. Друг за дружкою вставайте И за мною все шагайте. Через кустики и кочки, Через ветки и пенёчки. Воспитатель: Вот ребята мы пришли в березовую рощу. (На экране березовая роща, звук леса, пение птиц, послушайте, как здесь поют птицы (фонограмма пение птиц), какое же задание нам приготовил старик Лесовик?) Голос Лесовичка: «Ребята, в березовой роще живут птицы. Они приготовили для вас небольшой концерт. Посмотрите на экран и назовите исполнителей» Воспитатель: Ну что ребята, выполним задание Лесовичка? Игра «Угадай чей голос». (воспитанники подходят к интерактивной доске и по очереди выбирают себе квадратик любого цвета, звучит голос птицы, если угадали правильно квадрат открывается и появляется изображение птицы). Воспитатель: Молодцы ребята вы были внимательны и всех птиц отгадали. Воспитатель: А какие птицы еще живут в лесу? Расскажите, какую пользу приносят птицы?» Ответы детей (Уничтожают вредных насекомых — червяков, гусениц, которые поедают листики на деревьях). Воспитатель: Молодцы. Ребята, я что-то устала, а вы? Давайте приляжем на полянке, отдохнем, послушаем пение птиц, расслабимся Релаксационное упражнение «Расслабление» (Голос) Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно – Расслабление приятно! Появляется Старичок – Лесовичок Лесовичок: «Молодцы ребята! Вы настоящие знатоки леса, вы выполнили все задания, а еще мы узнали, что вы дружные, трудолюбивые и готовы всегда прийти на помощь» Но вот вам последнее мое задание На экране в определенной последовательности расположены модели схемы составления сюжетного рассказа. Дети рассматривают их. Воспитатель: Ребята, давайте попробуем по этим рисункам составить рассказ. Один из вас начнет рассказ, другой — продолжит, а третий – завершит его. Дети по очереди составляют рассказ по моделям-схемам. Был солнечный день. Маша и Ваня вместе с мамой пошли в лес. В лесу было очень красиво. Деревья стояли в разноцветном осеннем наряде. Тихо падали листья. Дети собрали большой красивый букет. На дубе в дупле они увидели рыжую белочку. На сучках она развесила свои запасы на зиму: грибы, орехи. Под березкой дети нашли большой гриб. Довольные и радостные все вернулись домой. Лесовичок: Спасибо, ребята. Ваш рассказ мне так понравился, что мне захотелось послушать его еще раз. (по желанию один ребенок рассказывает рассказ полностью. Лесовичок хвалит ребенка). Лесовичок: А вот вам и последняя подсказка пазл. Ребята собирают картинку пазл. На картинке нарисована корабочка. Лесовечок вручает детям коробку. Воспитатель: Ребята, вам интересно, что лежит в коробке? Давайте ее откроем (Открывают – там медали «Знатоки природы») Посмотрите, какие медали приготовили для вас Старик – Лесовик (дети рассматривают медали). Воспитатель предлагает детям помочь друг другу надеть медали. Ребята, а в коробке еще что-то есть, смотрите здесь яблоки. Яблоки я предлагаю съесть, когда вернемся в детский сад. Как вы думаете почему? Ответы детей (потому что надо помыть фрукты и яблоки) Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Лесовичка за угощение. Ответы детей. Воспитатель: Ребята, уЛесовичка осенью в лесу много дел, да и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со старичком-Лесовичком и произнесем волшебные слова (Дети прощаются с Лесовичком, произносят «волшебные слова», кружатся). Воспитатель: Ну вот мы и побывали в осеннем лесу, полюбовались его красотой. Скажите, вам понравилось наше путешествие? А кому что больше понравилось? Что вам больше запомнилось? (Ответы детей)
|