Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД «Лекарственные растения»
Познание
Автор: Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Данииловна   
06.03.2020 01:19

Конспект НОД «Лекарственные растения»Конспект НОД «Лекарственные растения»

ОО (регион, город, поселок и др.): Краснодарский край, город Краснодар

Наименование ОО МАДОУ детский сад № 136

Должность, Ф.И. О. руководителя ДОО: заведующий Бойко Марина Юрьевна

Ф.И. О. ответственного за инновационную деятельность в ОО: Вовк Анна Сергеевна

Ф.И. О. педагога: Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Даниловна

Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками

 

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа

Основные цели:

  1. формировать представления о лекарственных растениях их строении и лечебных свойствах;
  2. формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
  3. закрепить знания детей о свойствах растений (растёт, дышит, питается).

Дидактические материалы: карточки с изображением различных предметов и растений;

  1. карточки с изображением лекарственных растений;
  2. игра «Собери лекарственные растения из частей»;
  3. лекарственные травы, прозрачный стакан;
  4. кукла Пилюлькин.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать их представление о сказках.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Любите ли вы сказки?

-Назовите свои любимые сказки?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Ребята, сегодня в детский сад принесли письмо от Пилюлькина. Пилюлькин просит нас помочь ему собрать лекарственные растения для изготовления настоя для малышей.

- Хотите помочь Пилюлькину?

- Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать умение находить и выделять растения по их признакам среди других предметов.

-Ребята, а как вы думаете, где надо собирать лекарственные растения.

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- В лесу, в поле, на лугу.

-На чём мы туда отправимся?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- На поезде, на электричке, на автобусе.

-Ребята, что нужно сделать, прежде чем сесть в автобус.

- Где покупают билеты?

-Как называется человек, который проверяет билеты?

Дети подходят к столу-кассе, на котором лежат карточки с изображением различных предметов. Карточек с изображением растений столько же, сколько и детей. Карточки лежат вперемешку.

-Ребята, в автобус контролер пропустит только того пассажира, у которого на билете будет изображено растение.

Воспитатель-контролер проверяет билеты и просит сказать, почему куплен этот билет.

Дети отправляются на автобусе в лес.

Приехали в лес.

Воспитатель предлагает послушать детям звуки леса и отдохнуть на мягкой травке.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для знакомства детей с лекарственными растениями;
  2. формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель собирает детей около себя и, показывая на стол, предлагает представить, что дети на поляне в лесу, где множество растений.

- Мы пришли на полянку, где растут разные растения, нас Пилюлькин просил собрать лекарственные растения.

-Давайте соберем.

У детей возникает затруднение, так как они не знают какие растения являются лекарственными.

-Сумели мы собрать лекарственные растения? (Нет)

-Почему? (Потому что мы не знаем, какие растения являются лекарственными)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

  1. познакомить детей с лекарственными растениями, их полезными свойствами;
  2. закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».

-Что можно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

(Можно спросить у того, кто знает)

Воспитатель предлагает посмотреть ответ в энциклопедии лекарственных растений.

-Ребята, а почему некоторые растения называются лекарственными?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Потому что они лечат от разных болезней.

-Ребята я вас приглашаю в путешествие по энциклопедии лекарственных растений.

-Первая страница-первая загадка.

На зеленой круглой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал и развеял этот шар (одуванчик)

-Дети, найдите, пожалуйста, одуванчик (дети находят на столе карточку с одуванчиком). Это очень нужное и полезное растение. Оно произрастает по всей России. В листьях одуванчика много витаминов. Листья и корни помогают при кашле.

-Вторая страница — следующая загадка.

Стоит в поле кудряшка-белая рубашка.

Сердечко золотое. Что это такое? (ромашка).

Дети находят карточку с ромашкой.

-Ромашку можно встретить по всей России. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать носик, ополаскивать волосы.

-Следующая страница — последняя загадка.

Растет на клумбе огонёк — оранжевый цветок.

Ты отыщи его, дружок, он очень нужный огонёк (календула).

Дети находят карточку с календулой.

-Верно. У нас на клумбе растёт календула. Мы её ещё называем ноготки. Календулу применяют для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке.

5. Включение нового знания.

Дидактические задачи: закрепить знания о внешнем виде лекарственных растений и их лечебных свойствах.

Воспитателю звонит телефон.

-Ребята, мне позвонил Пилюлькин. Он приглашает нас к себе в лабораторию.

Дети садятся в автобус и отправляются в путь. Детей в лаборатории встречает Пилюлькин.

- Ребята, у Пилюлькина случилась беда. Все растения перемешались, помогите ему их разложить.

Игра: «Собери лекарственные растения из частей» (Дети собирают каждое растение из трех частей- цветок, стебель с листьями и корень). Пилюлькин благодарит детей за помощь и предлагает приготовить настой из лекарственных трав.

- Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку лекарственных растений (дети помогают). Теперь залить травы кипятком. Настой должен настояться. Скажите, вода, которой я заливала травы, была какого цвета?

-Бесцветная.

- А теперь смотрите, как вода меняет цвет. Растения отдают воде свой цвет и свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

-Где мы сегодня были?

-Кому мы сегодня помогли?

Воспитатель выслушивает ответы детей, хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Пилюлькину, потому что они узнали какие растения являются лекарственными.

Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия "нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий», рабочей программы группы и возрасту детей. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, опыты, общение, познавательная деятельность.

На 1 этапе — введение в ситуацию, предлагаются приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность (беседа с опорой на личный опыт детей — актуализировать их представление о сказках), и осознанного принятия детьми так называемой «детской» цели с помощью вопросов «Хотите помочь Пилюлькину собрать лекарственные растения для изготовления настоя для малышей?». «Детская» цель будет соответствовать познавательному интересу детей, если в предварительной работе педагог познакомит детей с разными видами лекарственных растений, обыграет ее в разных формах. Тогда ситуация будет осознана в личном опыте и принята детьми. Цель педагога (образовательная цель) — познакомить с лекарственными растениями, их строением и лечебными свойствами.

На 2 этапе — актуализация знаний и умений, предлагается найти и выделить растения по их признакам среди других предметов. Этого будет достаточно для «открытия» детьми нового определения «лекарственные растения». Здесь, на этапе подготовки к ООД, должно быть продумано расположение детей во время игр.

На 3 этапе — затруднение в ситуации, продумана связь затруднения с достижением «детской» цели (дети не знают какие растения являются лекарственными) соответствует образовательной задаче, «открываемому» детьми новому знанию. Была четко сформулирована инструкция к действию – «Сумели мы собрать лекарственные растения?».

На 4 этапе — «Открытие» нового знания, с помощью побуждающего, подводящего диалога, дети должны максимально самостоятельно справиться с затруднением – рассказать почему эти растения «лечебные», ответить на загадки и найти соответствующую картинку.

На следующем этапе — предлагается провести серию игр и опытов, для закрепления знаний о внешнем виде лекарственных растений и их лечебных свойствах. Здесь продумано оптимальное соотношение групповых, парных и индивидуальных форм работы и взаимооценки детей.

На этапе осмысления, дети проговаривают условия, которые позволили восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха, тем самым достигнуть «детскую» цель. Так же на этом этапе соединяются «детская» и «взрослая» цели: «мы смогли помочь Пилюлькину, потому что они узнали какие растения являются лекарственными».

Комментарии к сценарию

Использованная литература:

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).
  2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
  3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Институт СДП, 2011.
  4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л.Г. Петерсон / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012.
  5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012.
  6. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.
  7. Интернет ресурсы.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год