Конспект НОД «Лекарственные растения» |
Познание | |||
Автор: Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Данииловна | |||
06.03.2020 01:19 | |||
Конспект НОД «Лекарственные растения» ОО (регион, город, поселок и др.): Краснодарский край, город Краснодар Наименование ОО МАДОУ детский сад № 136 Должность, Ф.И. О. руководителя ДОО: заведующий Бойко Марина Юрьевна Ф.И. О. ответственного за инновационную деятельность в ОО: Вовк Анна Сергеевна Ф.И. О. педагога: Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Даниловна Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками
Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа Основные цели:
Дидактические материалы: карточки с изображением различных предметов и растений;
Ход образовательной ситуации 1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать их представление о сказках. Воспитатель собирает детей около себя. - Любите ли вы сказки? -Назовите свои любимые сказки? Воспитатель выслушивает ответы детей. -Ребята, сегодня в детский сад принесли письмо от Пилюлькина. Пилюлькин просит нас помочь ему собрать лекарственные растения для изготовления настоя для малышей. - Хотите помочь Пилюлькину? - Сможете? 2. Актуализация знаний. Дидактические задачи: актуализировать умение находить и выделять растения по их признакам среди других предметов. -Ребята, а как вы думаете, где надо собирать лекарственные растения. Воспитатель выслушивает ответы детей. - В лесу, в поле, на лугу. -На чём мы туда отправимся? Воспитатель выслушивает ответы детей. - На поезде, на электричке, на автобусе. -Ребята, что нужно сделать, прежде чем сесть в автобус. - Где покупают билеты? -Как называется человек, который проверяет билеты? Дети подходят к столу-кассе, на котором лежат карточки с изображением различных предметов. Карточек с изображением растений столько же, сколько и детей. Карточки лежат вперемешку. -Ребята, в автобус контролер пропустит только того пассажира, у которого на билете будет изображено растение. Воспитатель-контролер проверяет билеты и просит сказать, почему куплен этот билет. Дети отправляются на автобусе в лес. Приехали в лес. Воспитатель предлагает послушать детям звуки леса и отдохнуть на мягкой травке. 3. Затруднение в ситуации. Дидактические задачи:
Воспитатель собирает детей около себя и, показывая на стол, предлагает представить, что дети на поляне в лесу, где множество растений. - Мы пришли на полянку, где растут разные растения, нас Пилюлькин просил собрать лекарственные растения. -Давайте соберем. У детей возникает затруднение, так как они не знают какие растения являются лекарственными. -Сумели мы собрать лекарственные растения? (Нет) -Почему? (Потому что мы не знаем, какие растения являются лекарственными) 4. Открытие нового знания. Дидактические задачи:
-Что можно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает) Воспитатель предлагает посмотреть ответ в энциклопедии лекарственных растений. -Ребята, а почему некоторые растения называются лекарственными? Воспитатель выслушивает ответы детей. - Потому что они лечат от разных болезней. -Ребята я вас приглашаю в путешествие по энциклопедии лекарственных растений. -Первая страница-первая загадка. На зеленой круглой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерок вдруг прошуршал и развеял этот шар (одуванчик) -Дети, найдите, пожалуйста, одуванчик (дети находят на столе карточку с одуванчиком). Это очень нужное и полезное растение. Оно произрастает по всей России. В листьях одуванчика много витаминов. Листья и корни помогают при кашле. -Вторая страница — следующая загадка. Стоит в поле кудряшка-белая рубашка. Сердечко золотое. Что это такое? (ромашка). Дети находят карточку с ромашкой. -Ромашку можно встретить по всей России. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать носик, ополаскивать волосы. -Следующая страница — последняя загадка. Растет на клумбе огонёк — оранжевый цветок. Ты отыщи его, дружок, он очень нужный огонёк (календула). Дети находят карточку с календулой. -Верно. У нас на клумбе растёт календула. Мы её ещё называем ноготки. Календулу применяют для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке. 5. Включение нового знания. Дидактические задачи: закрепить знания о внешнем виде лекарственных растений и их лечебных свойствах. Воспитателю звонит телефон. -Ребята, мне позвонил Пилюлькин. Он приглашает нас к себе в лабораторию. Дети садятся в автобус и отправляются в путь. Детей в лаборатории встречает Пилюлькин. - Ребята, у Пилюлькина случилась беда. Все растения перемешались, помогите ему их разложить. Игра: «Собери лекарственные растения из частей» (Дети собирают каждое растение из трех частей- цветок, стебель с листьями и корень). Пилюлькин благодарит детей за помощь и предлагает приготовить настой из лекарственных трав. - Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку лекарственных растений (дети помогают). Теперь залить травы кипятком. Настой должен настояться. Скажите, вода, которой я заливала травы, была какого цвета? -Бесцветная. - А теперь смотрите, как вода меняет цвет. Растения отдают воде свой цвет и свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться. 6. Осмысление. Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха. -Где мы сегодня были? -Кому мы сегодня помогли? Воспитатель выслушивает ответы детей, хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Пилюлькину, потому что они узнали какие растения являются лекарственными. Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия "нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий», рабочей программы группы и возрасту детей. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, опыты, общение, познавательная деятельность. На 1 этапе — введение в ситуацию, предлагаются приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность (беседа с опорой на личный опыт детей — актуализировать их представление о сказках), и осознанного принятия детьми так называемой «детской» цели с помощью вопросов «Хотите помочь Пилюлькину собрать лекарственные растения для изготовления настоя для малышей?». «Детская» цель будет соответствовать познавательному интересу детей, если в предварительной работе педагог познакомит детей с разными видами лекарственных растений, обыграет ее в разных формах. Тогда ситуация будет осознана в личном опыте и принята детьми. Цель педагога (образовательная цель) — познакомить с лекарственными растениями, их строением и лечебными свойствами. На 2 этапе — актуализация знаний и умений, предлагается найти и выделить растения по их признакам среди других предметов. Этого будет достаточно для «открытия» детьми нового определения «лекарственные растения». Здесь, на этапе подготовки к ООД, должно быть продумано расположение детей во время игр. На 3 этапе — затруднение в ситуации, продумана связь затруднения с достижением «детской» цели (дети не знают какие растения являются лекарственными) соответствует образовательной задаче, «открываемому» детьми новому знанию. Была четко сформулирована инструкция к действию – «Сумели мы собрать лекарственные растения?». На 4 этапе — «Открытие» нового знания, с помощью побуждающего, подводящего диалога, дети должны максимально самостоятельно справиться с затруднением – рассказать почему эти растения «лечебные», ответить на загадки и найти соответствующую картинку. На следующем этапе — предлагается провести серию игр и опытов, для закрепления знаний о внешнем виде лекарственных растений и их лечебных свойствах. Здесь продумано оптимальное соотношение групповых, парных и индивидуальных форм работы и взаимооценки детей. На этапе осмысления, дети проговаривают условия, которые позволили восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха, тем самым достигнуть «детскую» цель. Так же на этом этапе соединяются «детская» и «взрослая» цели: «мы смогли помочь Пилюлькину, потому что они узнали какие растения являются лекарственными». Комментарии к сценарию Использованная литература:
|