«Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы) |
Познание | |||
Автор: Порубова Наталья Михайловна | |||
10.02.2020 19:04 | |||
«Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы) Порубова Наталья Михайловна, воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС №49 «Родничок» Аннотация: В статье рассматривается содержание и организация образовательного процесса в детском саду по формированию этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования в условиях реализации ФГОС. Повышение уровня качества реализации ФГОС ДО, поиск оптимальных условий организации постижения основ национальной культуры народов ханты и манси позволили автору сделать предположение, что формирование этнокультурной компетентности старших дошкольников эффективнее всего происходит в процессе дополнительной образовательной деятельности. Ключевые слова: этнокультурная компетентность, дети старшего дошкольного возраста, ФГОС, дополнительная образовательная деятельность, краеведение, ханты и манси, «Югорчата», электронная библиотека, рабочая тетрадь по краеведению, мини-музей, творческая гостиная.
«Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, вначале у ребенка, должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу…» специалист по межкультурной коммуникации Ману Беннет Югорская земля является для наших детей малой родиной. Родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран СНГ. А их дети, хотя и живут здесь с самого рождения, больше знают о родных местах родителей, чем о нашем округе. Наблюдая, убеждаешься, что большинство не только не знают культуру местного населения, но и относятся к нему с пренебрежением. Данная ситуация может привести к тому, что культуру и быт народов ханты и манси будут знать и хранить только лишь специалисты музеев. На этом фоне особую значимость приобретает формирование этнокультурной компетентности дошкольников. Этнокультурная компетентность — это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Очень важно научить детей любить и ценить Югорскую землю, как любят ее представители коренных народностей. Знания о городе, в котором ты родился, об округе, в котором живешь, о его коренных жителях, растительном и животном мире эстетически и духовно обогащают ребенка, пробуждают любовь ко всему живому, родной земле, своей малой родине. Уважение к культуре и традициям обско-угорского народа, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания. Один из целевых ориентиров ФГОС ДО предполагает, что ребёнок на этапе завершения дошкольного образования обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Вместе с тем, ФГОС ДО устанавливает основные принципы, к числу которых относятся:
-учет этнокультурной ситуации развития детей. Повышение уровня качества реализации ФГОС ДО, поиск оптимальных условий организации постижения основ национальной культуры народов ханты и манси позволили мне сделать предположение, что формирование этнокультурной компетентности дошкольников эффективнее всего происходит в процессе дополнительной образовательной деятельности. Всё выше сказанное нашло своё отражение в Программе дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста краеведческой направленности «Югорчата» Целью Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний по краеведению города Нижневартовска, ХМАО-Югры Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- воспитывать у детей любовь, привязанность, уважение к семье и жителям Нижневартовска и ХМАО-Югры. Календарно-тематическое планирование Программы дополнительной образовательной услуги выстроено по следующим разделам:
Включение в образовательную деятельность ИКТ позволило мне решить важные задачи по этнокультурному развитию дошкольников. С их помощьюмною было разработано наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям, которые стали информационно емкими, зрелищными и интересными. В начале каждого занятия я использую прием, позволяющий вызвать у детей интерес и внутреннюю потребность включения в деятельность: разговор «по скайпу» с анимационным героем – хантыйкой Зоей Вагатовой. Путешествуя с этим персонажем, дети узнают об историко-культурных, географических, природных особенностях нашего региона; национальных традициях и праздниках ( «Медвежьи игрища», «Вороний праздник», «День оленевода», «День рыбака»), культуре и быте народов ханты и манси. С помощью неё дети знакомятся с тем, как живёт хантыйская семья, о северных промыслах, чем любят заниматься ханты и манси в свободное время. С экрана интерактивной доски Зоя Вагатова рассказывает детям хантыйские и мансийские сказки и мифы, загадывает загадки, говорит о народных приметах и обычаях, танцует и поёт народные песни, знакомит с музыкальными инструментами. Героиня, примеряя национальную одежду, показывает незабываемые орнаменты народов Севера; играет в игры. Рисунок 1 "Зоя Вагатова — анимационная героиня" Сформирована электронная библиотека на этнокультурной основе «Югорчата»:
-анимационные сказки и легенды обских угров. Дополнительно к Программе разработана «Рабочая тетрадь по краеведению». Широко используемые в рабочей тетради занимательные и творческие задания, игры, стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Решая проблемные задания познавательно-практической направленности, дети получают новые знания о разных сторонах окружающей действительности. Отобранный материал позволяет формировать мышление дошкольников на основе актуализации личного социального опыта ребенка. Преодолевая трудности вместе с взрослыми, дети приобретают возможность самостоятельно искать ответ на сложный вопрос, видеть в обыденном, привычном что-то новое, удивительное, понять многое из того, что было загадочным и непонятным. Особенностью рабочей тетради, является ее «открытое пространство» для «письменных» и изобразительных работ. Задания побуждают ребенка вступить в диалог с автором и художником доступными ему средствами. Ребенок становится соавтором тетради по ее «оформлению». Интеграция краеведческого (этнокультурного) содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми, в том числе экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия народов ханты и манси. Успешность реализации Программы «Югорчата» зависит от создания развивающей этнокультурной среды, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни. Обогащение предметно-пространственной среды, как составляющей образовательного пространства, осуществляется за счет создания разнообразных мини-музеев этнокультурной направленности, дающих возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего Ханты-Мансийского округа. Мини-музеи — это не застывшие экспозиции, они интерактивны. Экспонаты музея используются на занятиях и праздниках. Дошкольники учатся действовать старинными предметами, что способствует быстрому усвоению информации, ведь всегда запоминается лучше то, что делали, чем то, о чём только слушали. Главная цель таких музеев – познакомить детей с историей предметов быта и домашнего обихода, с культурно-историческим прошлым народов Севера — достигнута. Функционирование мини-музеев предполагает несколько моделей. Музей-выставка «Моя Югра»: экспозиция музея представляет собой комплекс предметов малодоступных для интерактивного использования, размещенных в закрытых витринах и шкафах. Рисунок 4 Музей-выставка "Моя Югра" Музей-мастерская «Кукла Акань»: в экспозиционное пространство музея включаются рабочие зоны для творческой деятельности по изготовлению народных кукол. Рисунок 5 Музей-мастерская "Кукла Акань" Музей-игротека «Бабушкин сундучок»: в качестве игрового материала используются куклы, изготовленные руками детей и родителей. Рисунок 6 Музей-игротека "Бабушкин сундучок" Создание виртуального музея «Я живу в Югре» решает задачу: освоение окружающего мира с позиций голографии как системы способов, технологий, направленных на объемное, многомерное изучение истории и культуры ХМАО-Югры, позволяющей осваивать окружающий мир не с одной, а с нескольких позиций одновременно. В условиях поликультурного образования задача дошкольной организации состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме сохранения культурных наследий народов, на земле которых мы живём. Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение в деятельность родителей. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как:
- творческая гостиная «Кукла как часть социокультуры»: Фотоотчёт по творческой гостиной «Кукла как часть социокультуры»: Рисунок 7-8 Гость творческой гостиной – представитель Общественной организации коренных народов Севера "Тор-Най" — Билязе Т.М. Рисунок 9-10 Кукла как часть социокультуры - краеведческие информационно-познавательные журналы «Югорчата», основе концепции которых лежит возможность тесного взаимодействия педагогов с родителями и их педагогического просвещения в вопросах формирования этнокультурных компетенций детей. На страницах журналов рассказывается о том, кто такие ханты и манси, о представителях «Красной Книги ХМАО-Югры», о достопримечательностях города Нижневартовска, об югорской литературе и декоративно-прикладном искусстве; представлены мастер-классы по иллюстрированию литературных произведений Югры. Очень важно научить детей любить и ценить Югорскую землю, как любят ее представители коренных народностей. Знания о городе, в котором ты родился, об округе, в котором живешь, о его коренных жителях, растительном и животном мире эстетически и духовно обогатят ребенка. Реализация этнокультурных программ способствует формированию элементов национального самосознания старших дошкольников, где основными показателями могут выступать: национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения, национальные (моральные) ценности. Литература:
|