Формирование основ финансовой грамотности у детей с ОВЗ. |
Познание | |||
Автор: Китаева Елена Николаевна | |||
09.02.2020 14:45 | |||
Формирование основ финансовой грамотности у детей с ОВЗ. Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Прежде чем начинать работу по данной теме, необходимо было понять, насколько дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) готовы к экономическому воспитанию. При относительной сохранности смысловой памяти (ассоциации) у детей снижена вербальная память (Вербальная память — вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию), страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. В связи с этим, мы начали выстраивать работу по теме на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Показатель готовности – наличие экономического опыта у дошкольников. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени. Итак, мы начали знакомство с понятием «деньги» и обогащение активного словаря по теме финансовой грамотности. Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться. Важно научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Решая вопрос финансовой грамотности детей дошкольного возраста с ТНР, необходимо не только учить детей использовать языковые средства в заданных условиях, а также строить работу с учетом необходимости формирования у них речевой деятельности и усвоения способов общения посредством речи. Так как первые потребности ребенка формируются в непосредственном общении со взрослым, именно взрослые объясняют ребенку основную роль денег. В своей работе по формирование первых представлений о деньгах, я предложила детям некоторые ситуации, которые предполагают взаимодействие друг с другом и распоряжение личными финансами. На этом этапе речевого развития — однословных и двухсловных высказываний — ребенок начинает использовать речь как средство коммуникации и воздействия на поведение и деятельность других людей, что позволяет ему в рамках предметно — манипулятивной деятельности активно накапливать предметный словарь, осваивать основные модели взаимодействия людей в конкретных ситуациях. Дети активно включались в игру и проживали роли продавец-покупатель, водитель общественного транспорта — пассажир, фармацевт-покупатель и т.д. Детям давались конкретные ситуации, которые они должны были проработать в игре, как в ведущем виде деятельности. Старшие дошкольники соотносили доход с ценой на товар, узнали, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают не только знания о деньгах, но и начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги. Работа по теме финансовой грамотности в моей группе активно набирает обороты. Как показала практика, вопрос актуален для детей, и проводимая работа оказывает положительное воздействие на воспитанников. Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее. «Всё преимущество иметь деньги, заключается в возможности ими пользоваться» (Бенджамин Франклин).
|