Открытое занятие по познанию в старшей группе «Путешествие по Дагестану» |
Познание | |||
Автор: Муслимова Айбениз Ниязетдиновна | |||
09.02.2020 02:38 | |||
Открытое занятие по познанию в старшей группе «Путешествие по Дагестану» Воспитатель: Муслимова А.Н. 2019 год. Конспект ООД в старшей группе по теме: «Путешествие по Дагестану» Познавательное развитие. Региональный компонент. Путешествие по Дагестану. Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщить представления детей, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти. Воспитывать любовь к родному краю.
Знакомство нетрадиционной формой рисования; рисование на фольге. Задачи: Обучающие — обогащать словарный запас народного фольклора, уметь использовать знания и навыки народного фольклора. Развивающие — развивать у детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение, образную речь средствами фольклора. Воспитательные — воспитывать чувства уважения к трудолюбию народных умельцев, укреплять дружеские чувства между нациями. Материал: карта Дагестана,», изделия из глины, ковровый мини-станок, изделия Кубачи и Унцукуля, муз. сопровождение. Интеграция образовательных областей: Социально –коммуникативное; художественно-эстетическое; физическое; речевое развитие Воспитатель: 1. Приветствие. Выхожу из дома я,здравствуй улица моя. Отвечаю солнцу я,отвечаю травам я. Отвечаю ветру я. Здравствуй Родина моя. Стук в дверь –это почтальон принеспосылку, интересно от кого. Давайте откроем посмотрим, что там. Здравствуйте дети д/с «Чебурашка, пишут Вам дети д/сада «Золушка». Мы недавно были в путешествии по Дагестану, нам очень понравилось и мы советуем Вам тоже путешествовать по родному краю, а поможет вам наш подарок. Дети-это карта Дагестана. Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия? Дети: - В селении Балхар.. Воспитатель: - Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения? Дети: - с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух. (Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села) Скажите, дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла? Из горного села Унцукуль. Дети, вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают? - г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб. Воспитатель: - Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера. — Сегодня, дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения. ДЕТи-Да. Ребята на чем можно отправиться путешествовать. Дети-на машине, наавтобусе, на воздушном шаре. в/ль: А я предлагаю отправиться в путешествие на воздушном шаре. Занимаем свои места на воздушном шаре. Так соблюдаем технику безопасности. Не наклоняемся за борта, не толкаемся. Эти горы далеко, к ним добраться нелегко. К ним добраться нелегко. Через горы и овраги (ходьба на цыпочках) Через камни и коряги (прыжки на ногах) Под еловыми кустами (приставным шагом) Вот и горы впереди- Выходи и погляди. Воспитатель:. 1- ая остановка: Воспитатель: Дербент это древний город. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия. (Детям показывается выставка ковров, оформленная в зале.) Экскурсовод: Салам алейкум дорогие гости. - Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из какого материла изготавливают ковры? В/ль: Да ребята дети тоже старались ткать ковры, и мы сейчас понаблюдаем за работой маленькой ковровщицы. Сценка» Маленькая ковровщица» В/ль: А как изготавливают ковры расскажет нам Арзу. Ребенок: - Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке. В/ль: - Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают? Ребенок:
В/ль. В горах Дагестана всегда дуют ветры, вот беда ветер унес узоры от ковра. А давайте ребята мы с вами вернем узоры на свои места. Д/игра.» Собери узор» В/ль: - Для чего служат ковровые изделия? Ребенок: - Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно. В/ль: Наша экскурсия в музее ковров подошла к концу, а путешествие продолжается и следующая остановка с. Балхар. Ведущий: - Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на воздушный шар» и полетим. Эти горы далеко, к ним добраться нелегко. К ним добраться нелегко. Через горы и овраги (ходьба на цыпочках) Через камни и коряги (прыжки на ногах) Под еловыми кустами (приставным шагом) Вот и горы впереди- Выходи и погляди. 2-ая остановка: Вот мы в ауле Балхар. (Звучит песня «В ауле Балхар», музыка Ш.Чалаева) Экскурсовод: (Девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку, и читает стихи:
Украсив узором затейливым их. И желтая глина, и белая глина Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова) В/ль: Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины? Ребенок: - В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки. Ребенок: - Балхарей сказал: О балхарцах много пишут И статей и умных книг – Чем живут они, чем дышат, Каковы мечты у них? Вот мечты моей вершина: Пусть решится спор любой Тихо, мирно из кувшина С доброй горскою бузой. Ребенок: - Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи. В/ль. В Балхаре дети любят не только любят играть игрушками а еще любят ходит детс. сад. Давайте поиграем в игру» Есть ауле д/сад»
Был он ниже всех ребят, так в ауле говорят, рос чеснок и рос Марат, Стал он выше всех ребят И теперь ему мала говорят Махачкала. В/ль. А какие бывают кувшины. Ребенок: - Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна. В/ль. — Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия. Ребенок: - Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий. В/ль: Наша экскурсия по Балхару подошла к концу, но путешествие продолжается
К ним добраться нелегко. Через горы и овраги (ходьба на цыпочках) Через камни и коряги (прыжки на ногах) Под еловыми кустами (приставным шагом) Вот и горы впереди- Выходи и погляди. - Высоко в горах расположился аул златокузнецовКубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на воздушный шар и полетим. Вот мы в ауле Кубачи. 3-ая остановка: Экскурсовод: - Салам алейкум, дорогие гости, посмотрите наш музей. Дагестан славится своими злато — кузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире. В/ль: А какие виды работ выполняют кубачинские мастера. Ребенок: - Кубачинские злато — кузнецы выполняют многие виды работ: чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами. В/ль: А кто из кубачинских мастеров прославился за пределами республики своими изделиями. Ребенок: - Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость. В/ль.
Ребенок: - Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия. Ребенок: - Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них: «Тайнукубачинского искусства Не ищите в книжках серебра, Носят тайну этого искусства В сердце кубачинцы – мастера». Наша экскурсия в кубачи подошла к концу, а путешествие продолжается. Эти горы далеко, к ним добраться нелегко. К ним добраться нелегко. Через горы и овраги (ходьба на цыпочках) Через камни и коряги (прыжки на ногах) Под еловыми кустами (приставным шагом) Вот и горы впереди- Выходи и погляди. Ведущий: - Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия. 4 –ая остановка. Экскурсовод: Салам алейкумгости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком. (Дети рассматривают изделия унцукульских мастеров) Ведущий: - из чего делают мастера унцукульские изделия? Ребенок: - Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы. Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья. Ведущий: - Какие инструменты нужны мастерам? Ребенок: - Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор, рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель. Ребенок: - Самое главное руки унцукульца — его высокий художественный вкус. Вот как Расул Гамзатов пишет о них. Ребенок-читает стих. Ведущий: - Давайте поблагодарим экскурсовода. Дети хором: -Спасибо! Экскурсовод: - Приезжайте к нам еще. Ведущий: Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое-то время стать народным умельцем. И сейчас мы с вами поработаем необычным материалом. Это фольга. Спомощью фолгивы изобразите вид искусства чеканку, для этого вы сначала погладите по фольге руками. Аккуратно протрите фольгу и у вас проявиться силуэт вазы. Смотрите чего не хватает. Да –узоров, и вы сейчас нарисуете узоры для вазы. Но перед тем как приступим к работе разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика. Посмотрю на карту я (вытягиваем вперед прямые ладони) Вот Дагестанская земля (поочередно соединяем пальцы). Есть леса тут и озера. Горы, реки и море. Дагестан люблю тебя я (замочек) Ты же Родина моя! (прикладываем руки к груди). Итог: Куда мы с вами отправлялись путешествовать?. Каких местах мы свами побывали? Какой вид прикладного искусства вы сделали?. Что больше всего вам понравилось?.
|