Ознакомление детей с природой родного края через проектную деятельность |
Познание | |||
Автор: Рыбина Ирина Геннадьевна | |||
28.01.2020 09:01 | |||
Ознакомление детей с природой родного края через проектную деятельность (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Фокинский детский сад №11 «Волжанка» Воспитатель Рыбина И.Г. с. Фокино 2020г. Нас в любое время года, Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению. Пчелы в поле и в саду, Обучают нас труду. И к тому же в их труде, Все по справедливости. Отражение в воде, Учит нас правдивости. Учит снег нас чистоте. Солнце учит доброте: Каждый день, зимой и летом, Дарит нас теплом и светом. И взамен ни у кого, Не попросит ничего! У природы круглый год, Обучаться нужно. Нас деревья всех пород, Весь большой лесной народ, Учат крепкой дружбе. (В. Орлов)
Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. Он сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка. На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу. У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания. Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Пестолоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы». К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам – к чудесной красоте природы» (В. А. Сухомлинский) Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. В связи с этим я поставила перед собою задачи: ввести ребенка в мир природы сформировав у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, научить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями. Я творческий, эмоциональный человек, со стажем работы по этой теме, всегда уделяю много внимания необходимости формирования знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитанию нравственных чувств. Изучила много литературы по экологическому воспитанию детей: Н.А. Рыжова «Наш дом природа»; Л,Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З.Ф. Аксенова «Войти в природу другом»; П.Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию». Познакомилась с программами А.Вересова «Мы земляне»: Е.Рылеева «Открой себя»; Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка»; С.Николаевой «Юный эколог». За основу в своей работе взяла программу С.Николаевой «Юный эколог». С учетом изученного, начала применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. В своей работе следую следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – достаточно оптимальный, инновационный и перспективный. Он все больше занимает свое достойное место в системе дошкольного образования. Внедрение метода проектов позволяет заключить, что он успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей, основывается на их интересах. Использование данного метода способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагога, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи в совместной творческой деятельности. Метод проектов открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников. Поэтому проектно – исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Наиболее увлекательной формой работы с дошкольниками для меня являются экологические проекты, в рамках которых дети проводят интересную исследовательскую работу. Что может быть ближе и роднее ребенку – то, что его окружает с детства. Поэтому моим решением было продолжить свою увлекательную работу в экологическом проекте «Знакомство с природой родного края через проектную деятельность». У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма. Наша Нижегородская область расположена на слиянии великой реки Волги и Оки, а в нашем районе еще и река Сура впадает в Волгу, да и наше село расположено на высоком красивом берегу реки Волги. Природа нашего края разнообразна и красива. В любом родном крае можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы, а в нашем, всего этого предостаточно. Но уже многие животные, птицы, растения Нижегородской области занесены в «Красную книгу». Так что дошкольники и их родители должны знать о редких видах растений и животных нашей области, чтобы рационально использовать и охранять природные ресурсы, что поможет предотвратить их исчезновение и сохранить природу родного края. На основе полученных знаний у дошкольников формируется экологическая культура – это уровень восприятия природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. При работе над проектом крайне важно закрепить полученные знания и умения исследовательского поиска необходимые для проведения самостоятельных исследований и экспериментирований. В этой связи я применяла различные формы и методы, активизирующие развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности дошкольников. В нашей группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста. Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного материала и художественной литературы. Циклы наблюдений за растениями уголка природы и участка детского сада – еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении всего года. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получают в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Заполнение календаря природы – еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В разгар зимней подкормки мы с детьми используем календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками – галочками соответствующего цвета. Еще один вид календаря – это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Рисунки делаются через одинаковый интервал времени, отражая последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни. Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На прогулке организую игры природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Кроме этого, использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растет?», «Узнай и назови». «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай животное», «Когда это бывает?». Немаловажное значение в работе имеет «экологическая тропа». На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. В проект обязательно включаю природоохранительные акции – социально значимые мероприятия, которые проводятся совместно с детьми при участии родителей. К ним, относятся: акция «Всемирный день защиты животных»; «Зеленая елочка – живая иголочка» — акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой вырубки к Новому году; «Покормите птиц зимой» — акция по изготовлению кормушек и ежедневной подкормки птиц; акция «Берегите воду», «Лучший домик для птиц», «Первоцветы». Одной из форм экологического воспитания и разнообразием проектов являются праздники и развлечения. Ежегодно проводятся экологические праздники: «Именины осени», «День птиц». В программе праздников – конкурсы «Осенние фантазии» — поделки из различного природного материала; букеты из различных растений; рисунки – пейзажи родной природы; «Лесная столовая» — корм для разных птиц, чей корм вкуснее. Родители вместе с детьми принимают участие во всех конкурсах. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Мною изготовлены дидактические игры, очень помогающие для закрепления знаний детей о животных, птицах, насекомых, явлений природы: «Правила поведения в лесу»,» На лесной тропинке», «Развивающее лото», «Найди и назови», «Кто лишний», «Когда это бывает?», «С какого дерева листик». Я стараюсь учить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями и в этом мне помогают проекты. Ведь у нас с ними одна цель – воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Родители первые помощники в реализации проекта по ознакомлению с природой родного края, кто как не они смогут показать все прелести, всю красоту и необыкновенные места своего родного края. Ну а мне только останется дополнить и закрепить все полученные впечатления. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое, а прежде всего природу родного края и в этом им больше всех должны помочь родители. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления, ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.
|