Статья «Шахматная страна». |
Познание | |||
Автор: Мороз Ольга Андреевна | |||
22.01.2020 01:09 | |||
Статья «Шахматная страна». ЯНАО, город Новый Уренгой МАДОУ «ДС Цветок Уренгоя» Воспитатель: Мороз Ольга Андреевна Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти».
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Шахматы для детей дошкольного возраста становятся посылом к дальнейшему развитию гармоничной личности. В нашем детском саду в 2016-2017 учебном году была принята Рабочая программа по осуществлению непрерывной образовательной деятельности «Обучение игре в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и является средством реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ «ДС «Цветок Уренгоя» в части формируемой участниками образовательных отношений. Работа строится по программе И.Г. Сухина «Приключение в шахматной стране», При обучении так же применяется технология Г.К. Кайгородова «Азбука шахмат в стихах». Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность: на занятиях используется прием обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. На первых занятиях дети знакомятся с шахматной доской, шахматными фигурами, изучают правила игры, затем учатся решать шахматные задачи, играют партии между собой, участвуют в шахматных соревнованиях. Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае не ставим перед ребенком начальную позицию шахматной партии и не объясняем, как ходят шахматные фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Ввод фигур в игру происходит постепенно – ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Все эти игры идут непринужденно, ребенок не замечает, что его обучают. Воспитатель оказывает помощь в игре детям тактично, не назойливо. В процессе обучения игре педагоги воспитывают привычку к преодолению трудностей. Занятия строятся по дидактическим принципам: от простого к сложному. Время от времени педагоги вносят в занятия элементы занимательности, новизны. При обучении дошкольников игре в шахматы учитываются особенности детского восприятия. Для этого в работе применяем демонстрационную магнитную доску, стандартную шахматную доску и шахматные фигуры, которые можно ощупывать, переставлять, учиться играть индивидуально. Применение компьютерных технологий так же позволяют разнообразить занятия. Мы используем компьютерную игру «Динозавры учат шахматам», интерактивное и презентационное программное обеспечение «АЛМА» Разработанное специально для дошкольников. К обучению дошкольников шахматной игре активно подключаем родителей. В этом помогают, например, консультации: «Как играть с ребёнком в шахматы», «Развитие логического мышления с помощью шахмат» и пр. Данный вопрос затрагиваем на родительских собраниях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать спутником для детей на всю жизнь.
|