Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза» |
Познание | |||
Автор: Мусатова Инна Борисовна | |||
21.01.2020 15:47 | |||
Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза» Группа № 2 «Улыбашки» ДО 4 ГБОУ Школа № 2051 Воспитатель Мусатова И.Б. Цели и задачи: Образовательные: Показать детям, какую роль зрение играет в жизни человека. Рассказать об особенностях глаза и зрительного восприятия предметов и явлений, подчеркнуть разницу органов зрения человека и животных. Вызвать у детей интерес и желание познавать свой организм. Развивать логическое мышление в отгадывании загадок о человеке. Закрепить навык правильного выполнения гимнастики для глаз. Формировать у детей представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Познакомить детей со строением глаза, показать какую роль играет зрение в жизни человека. Закрепить знания детей о правилах бережного отношения к зрению.
Развивающие: Способствовать развитию наблюдательности, познавательного интереса, творческой активности, сообразительности. Развивать общую моторику, тактильные ощущения. Способствовать развитию зрительного восприятия предметов с помощью слуха и осязания. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к зрению. Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения. Способствовать развитию целостного зрительного восприятия. Словарная работа: Активизировать и обогащать словарь детей: глаз — око, зрение, ресницы, брови, радужная оболочка, зрачок, веко. Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», ФЭМП, «Физическое развитие». Методы и приемы: Создание игровой ситуации с целью постановки проблемы, вопросы к детям, чтение стихов, зрительная гимнастика, дидактическая игра «Чудесный мешочек», физкультминутка, игра «Построим дом из снежных шариков». Предварительная работа: Беседа об органах чувств у человека и других жителей планеты, беседа «Береги глаза», чтение художественных произведений К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит»; разучивание зрительной гимнастики, сюжетно-ролевые игры «Больница», «Доктор-окулист». Оборудование: Игра «Чудесный мешочек»; иллюстрация с изображением строения глаз людей, насекомых и животных; зеркала, фонарь-домик, снег в пластиковой емкости, снежколепы. Ход занятия В.: Живёт мой братец за горой, Не может встретиться со мной. Кто же этот братец? (Глаз) Сегодня мы поговорим с вами о глазах — наших помощниках. Узнаем, как устроены глаза, как за ними нужно ухаживать. Наши глазки — мы можем с их помощью видеть и эта способность называется зрением. Как вы думаете: важны ли для человека глаза? (Да). В.: Сколько глаз у каждого из вас? У людей по два глаза, расположенных на расстоянии. Человек не может одним своим глазом увидеть другой свой глаз (смотрим в зеркало на свои глаза, потом соседу в глаза.) Наши глаза расположены в специальных углублениях – глазницах. Глазки как бы спрятаны в «домике». Закрывает этот дом — специальная «дверца» под названием «веко». Потечёт со лба водичка – ее остановят брови. Полетят пылинки в глазки — их задержат реснички. А если пылинки попадут в глаз, то их смахнут веки, так как с внутренней стороны веки влажные. Давайте проведем эксперимент: попробуем без помощи глаз, на ощупь, определить, что лежит в волшебном мешочке. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» — определяем форму предмета в мешочке, пытаемся определить его цвет, не вытаскивая игрушку из мешка. В.: Ребята, так зачем же нам тогда глаза? Ведь мы смогли узнать, что лежит в мешочке и без помощи глаз – трогая на ощупь предметы. Значит, можно обойтись и без них? (Нет). Да, вы правы. Так что же мы не можем определить без глаз? (цвет предмета). С помощью глаз мы видим мир, узнаем друг друга. Мы можем легко рисовать, читать, играть, видеть все вокруг. По глазам можно определить, какие эмоции испытывает человек, какое у него настроение (обсуждаем эмоции, по которым можно определить настроение человека). Физминутка «Лягушки» Сидят на кочках, На солнышке греются, Глазки зажмурив - Тридцать лягушек: Квааааа, квааааа (тихо «квакаем». Подул ветерок И тридцать лягушек Прыгнули вместе: Ква-ква! (высоко подпрыгнуть, громко крикнуть «ква-ква» и хлопнуть в ладошки). Чтение стихотворения «Про глаза» (добавляем имена детей из группы…) Ваня хочет быть пилотом, Править быстрым самолетом; Все моря на белом свете Переплыть мечтает Света, Будет Николай танкистом, А Илья парашютистом, Станет балериной Нина, ……………………… Но для этого, друзья, Нам очень нужны глаза! В.: Ребята, давайте посмотрим друг другу в глаза. Что вы видите? (Маленький цветной кружок, чёрную точку посередине). Этот кружок называется радужная оболочка. У одних людей она синяя, у других — зелёная, у кого-то — коричневая. (Посмотрите друг другу в глаза и определите их цвет). А чёрная точка посередине — это зрачок. Зрачок всегда черного цвета (обсуждаем название цвета глаз – голубоглазые, карие и т.п.) В.: А сейчас мы с вами отдохнем и сделаем гимнастику для глаз, которую мы с вами делаем каждый день после занятий (голова – неподвижно; глазками – смотрим вверх, вниз, вправо, влево, круговые движения; следим за перемещением пальчика и т.п.) В.: А теперь отгадайте, кто изображен на картинке! Сюрпризный момент с элементом загадки — картинки с изображением крупного плана глаз каждого из персонажей и картинки с полным изображением (сова, мышь, лягушка, кошка, стрекоза, человек). Сначала показать картинку «крупный план» — отгадываем, чей глаз. В.: Какое свойство глаз вы еще узнали? Что глаза делают? (Двигаются) Чтобы наши глаза хорошо видели, их надо беречь, проверять зрение у врача – окулиста, соблюдать правила личной гигиены. Рефлексия (о чем говорили, что сделали, что запомнили и т.д.) С помощью подсказок вместе формулируем правила ухода за глазами: Утром и вечером нужно умывать глаза тёплой водой и пользоваться чистым полотенцем. Нельзя сыпать в глаза песок и тереть их грязными руками. Нужно беречь глаза от острых предметов, чтобы не поранить их. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Нельзя лёжа смотреть и читать книги. Нужно больше гулять на свежем воздухе, отдыхать. Употреблять в пищу больше витаминов (морковь, черника, петрушка). Нужно делать зрительную гимнастику. В.: А теперь мы с вами поиграем – построим снежный домик, в центр которого поместим фонарик. А наши глазки помогут нам полюбоваться на нашу постройку и на свет из окошек домика – ведь без глаз мы не можем увидеть, как прекрасен наш мир! (коллективная постройка из снежков, пока строим – можно считать количество снежков-кирпичиков в каждом ярусе домика и т.п.)
|