Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Саранск – город мастеров» |
Познание | |||
Автор: Кичкирева Татьяна Анатольевна | |||
26.12.2019 14:52 | |||
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Саранск – город мастеров» Автор: Кичкирева Т.А. Цель: Формирование представлений детей о разнообразии профессий и предприятий в городе Саранске. Задачи: Обучающие: обогащать представления детей о предприятиях города Саранска, Закрепить знания о профессиях, о людях труда и их действиях.
Развивающие: развивать интерес к истории родного города, к его трудовым будням. Развивать гибкость мышления, воображение, способствовать появлению новых идей, чувство эмпатии; Воспитательные: воспитывать положительное отношение к труду, к людям труда, гордость за труд своего народа, интерес к декоративно-прикладному творчеству мордовского народа. Методические приёмы: Словесные: рассказ воспитателя, пояснение нового слова, знакомство со словами – синонимами, использование пословиц о труде, загадки, называние прилагательных и слов – действий; Игровые: словесные игры технологии ТРИЗ «Подбери ассоциацию», «Какой элемент узора лишний?», «Хорошо – плохо», «Игра – превращение», «Кто без чего не может жить»; Наглядные: видеоматериал, иллюстрации, выставка предметов труда; Практические: пальчиковая гимнастика Материал: продукты и предметы труда саранских заводов и фабрик, Видео и фотоматериалы о предприятиях Саранска и их продукции, иллюстрации, мяч. Предварительная работа: Знакомство с достопримечательностями города (фото и видеоматериал) просмотр видеофильмов о Мордовии создание мини – музея в группе, воскресная экскурсия в национальный музей, выездные встречи с работниками музея изобразительных искусств, создание альбомов: «Занятия древней мордвы», Саранск – столица Мордовии», «Саранск вчера, сегодня, завтра» проектная деятельность «Мордовия трудовая» знакомство с предприятиями Саранска на мероприятиях группы – встречи с интересными людьми. Ход занятия: В группе оформлена выставка изделий и предметов труда саранских заводов и фабрик. Воспитатель: Дети, сегодня мы ещё раз поговорим о нашем любимом и родном городе Саранске. Скажите, можно ли его назвать городом мастеров, мастеров своего дела? Предположения детей Воспитатель: Давайте разберёмся вместе – город Саранск можно ли назвать городом мастеров. А кто такой мастер? Ответы детей. Воспитатель: В словаре Даля, который является нашим помощником в новых и непонятных словах написано: «Мастер — человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукоделием; особенно сведущий или искусный в деле своем». Конечно же, дело, работа, уменье, занятие, профессия и мастерство – это слова, которые имеют одно значение – это труд. А труд — это деятельность, которая приносит результат. А если ты трудишься с душой, овладел делом в совершенстве, делаешь что-то лучше других, то ты и мастер своего дела. Трудиться должны все: и взрослые, и дети. В нашем городе много предприятий, где трудятся люди разных профессий, где трудятся ваши папы, мамы, близкие вам люди. О них мы сейчас и узнаем. А каким ремеслом в древности занимались в нашем городе? Ответы детей. (ткачество, торговля, земледелие, скотоводство, кузнецкое дело, бортничество). Показ иллюстраций на мольберте из альбома «Занятия древней мордвы» Воспитатель: древняя мордва славилась многими ремёслами. Жители мордовских городищ умели добывать железо из болотных руд, изготавливать различные орудия труда и воинское снаряжение: топоры, серпы, ножи, крючки для ловли рыбы, наконечники копий и стрел. Большого мастерства они достигли в изготовлении красивых изделий из золота, серебра, меди, в обработке дерева, кости, кожи. Современный Саранск – это множество предприятий, фабрик и заводов. С давних времён владели искусством ткачества и изготовления одежды. Одежду они украшали красивой вышивкой, застёжками, подвесками. И сегодня в городе есть фабрика «Мордовские узоры», где создают прекрасные национальные костюмы, скатерти и салфетки, головные уборы и многое другое, что является гордость всего мордовского народа. Прекрасная вышивка украшает все предметы искусства, некоторые из которых хранятся в и нашем мини – музее. (Показ видеофильма о костюмах мордвы) Воспитатель: вышивка мордовского народа имеет свои элементы узора. Выберите, что является лишним. Игра «Что лишнее?» (На полосах изображены элементы мордовского орнамента: «ступеньки», «спираль», «крест», «ягоды» «галочка», «звезда», «ромб», «завиток» «квадрат», «круг», «треугольник», «птицы» «квадрат с продлённой стороной», «листок» Дети называют лишние элементы других орнаментов. Воспитатель: мастерицы вышивальщицы – мастера своего дела, потому что их костюмы славятся не только в Мордовии, но и по всему миру, так как в национальных костюмах мордовские артисты выступают всюду, ездят на различные праздники, обмениваются опытом. В нашем мини – музеи тоже есть изделия фабрики «Мордовские узоры»: салфетки, кукольная одежда, кушак и кокошник, которые являются нашей гордостью. Дети, а что у вас ассоциируется со словом «корова» Ответы детей. (молоко. деревня, сметана, творог, трава, пастух и т. д.) Воспитатель: на столе лежать продукты питания «Саранского молокозавода», посмотрите. Каждый из вас пробовал и кушал всё, что делают из молока. Назовите их. Дети называют молочные продукты. Воспитатель: молочную продукцию молокозавода продают в нашем городе, других городах Мордовии и России, потому что она вкусная, натуральная и делают её мастера своего дела, которые любят свою работу. Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте, что это? Всему головой его называют, На пол никогда не бросают. В печи подрос и окреп, Это наш любимый … (хлеб) Ни один человек не может обойтись без хлеба и хлебобулочных изделий. Эти продукты присутствуют в нашем рационе питания каждый день. Хлеб — это наше богатство, это тяжелый труд многих людей и он просто необходим для существования. Продукция саранского хлебозавода славиться по всей республике. (дети подходят к столу с изделиями хлебозавода) Здесь и хлеб, и батоны, и булочки, и хлебные палочки, торты, пирожные и кексы, и многое другое. Какой бывает хлеб? Дети называют слова — прилагательные Воспитатель: Пахнет хлеб по- особому, потому что много труда вложено, прежде чем его испечь. Откуда пришёл хлеб? (с поля) Назовите профессии людей, которые трудятся, прежде чем получился хлеб. Ответы детей. Воспитатель: назовите слова – действия этих профессий: тракторист -…пашет Комбайнер -…убирает зерно Агроном —,,, следит за ростом зерна Водитель — …возит зерно на ток Пекарь -…печёт хлеб Ответы сопровождаются показом фотоматериала на экране телевизора. Воспитатель: Представьте себе, что вы хлеб. О чем вы думаете? Ответы детей Воспитатель: А если вы булочка. О чём мечтаете? Ответы детей Воспитатель: Вот вы хлебороб. Что вы думаете? Ответы детей. Воспитатель: Молодцы, дети. Люди разных профессий проделывают огромную работу, прежде чем хлеб появится на прилавках магазина. И их труд заслуживает уважение и почёт: важнее и нужнее хлеба ничего нет. Пекари – мастера своего дела и помните: хлеб – всему голова, это наше богатство и его надо беречь. Пальчиковая гимнастика. Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальцы) А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками) Пирожки и плюшки. Сдобные ватрушки. Булочки и калачи, Воспитатель: и ещё об одном очень вкусном предприятии хочется вам рассказать. (подходят к выставке кондитерских изделий) Это кондитерская фабрика «Ламзурь». Тысячи людей трудятся, чтобы порадовать нас своими сладостями: конфетами, пряниками, печеньями, шоколадом, зефиром, мармеладом и кексами. Трудятся не покладая рук, они хорошие специалисты и профессионалы, потому что все любят их лакомства. 80 лет работает фабрика, 200 наименований продукции и 30 000 тонн сладостей в год она выпускает. Сладости – это хорошо. Почему? Ответы детей. Воспитатель: Сладости – плохо. Почему? Ответы детей Воспитатель: А вот изделия саранского комбината макаронных изделий (показ следующей продукции) Для производства макарон комбинат используем только проверенную экологически чистую российскую муку и тщательно отфильтрованную воду, изготавливают ихиз зёрен пшеницы твёрдых сортов. Именно поэтому макаронные изделия очень вкусные. Сегодня предприятие выпускает макароны под торговыми марками "Грандис" и "Солнечная Мельница". Маленькое дело лучше большого безделья: переберите макаронные изделия для нашей кухни. (работа по подгруппам) Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и закончили на сегодня знакомство с предприятиями города. Вам понравилась сегодняшняя экскурсия? Что было новым и интересным? Ответы детей Воспитатель: Мы будем продолжать знакомиться с трудом людей на предприятиях города Саранска. Скажите, город наш это город людей, которые трудятся хорошо на благо города и республики? Мы доказали это?! Ответы детей. Поиграем в игру «Кто без чего не может жить» (с мячом) Например: комбайнёр – без комбайна, пекарь – без муки и т.д.
|