Непосредственно – образовательная деятельность с детьми старшей группы «Путешествие в хвойный лес» |
Познание | |||
Автор: Латышова Ольга Викторовна | |||
25.11.2019 06:08 | |||
Непосредственно – образовательная деятельность с детьми старшей группы «Путешествие в хвойный лес» Цель: позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Материал и оборудование: Картинка самолёта, разделённая на 6 частей, сюжетная картинка хвойного леса, зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка, схемы эмоций, картинка медведя и ватные шарики на каждого, предметные картинки, телевизор, видеозапись, канат, дуга, кубики для перешагивания, игрушечный зайчонок, стилизованный пенёк, по 3 листа ПХВ на каждого ребёнка, магнитофон. Предварительная работа: Обследование ветки ели и сосны, шишек, беседы о видах леса, наблюдения на прогулках, разучивание основных движений, совместная трудовая деятельность на участке и в группе, психогимнастика, разучивание упражнений логоритмики, знакомство с животными, их повадками, способах передвижения, знакомство с пословицами о дружбе, пение песен, чтение художественной литературы. Методические приёмы: Словесные: рассказ воспитателя, словесное упражнение «Собираем чемодан», логоритмика «Самолёт», словесное упражнение «Комплементы», упражнение «Пожалей зайчонка», использование пословиц и отрывка из стихотворения, вопросы – ответы. Игровые: игровая ситуация, игра «Собери самолёт из частей», «Украсим полянку», «Найди схему эмоций», «Угадай животное», игра «Перейди болото». Практические: пальчиковая гимнастика, двигательная деятельность, дыхательная гимнастика, Наглядные: использование сюжетных и предметных картинок, игровых пособий: «Собери из частей», Ход мероприятия: Дети садятся на стульчики, образуя круг. Воспитатель: сегодня мы отправимся путешествовать в далёкий хвойный лес (на доске висят картинки хвойного леса) Хвойный лес одна из разновидностей лесов нашей планеты и находится он далеко, поэтому путешествие будет необычным. Мы узнаем много интересного и поучимся вести себя в разных ситуациях. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя. Воспитатель повторяет название всех предметов, которые прозвучали. Воспитатель: на чём мы можем отправиться так далеко, на каком транспорте? Ответы детей. Воспитатель: Мы отправимся на самолёте. Почему? (много мест и летит быстро) давайте соберём картинку самолёта из частей. Игра «Собери самолёт из частей» Воспитатель: Молодцы, А кто будет пилотом на самолёте? Дети выбирают ребёнка. Воспитатель: почему именно этот мальчик будет пилотом? (сильный, смелый, выносливый, умный и выдержанный) Тогда в путь! Гимнастика: Мы построим самолет, (разводим руки широко в стороны) сядем в кресло — и в полет. (показываем, что садимся) Сквозь волнистые туманы, Полетим в другие страны, (шевелим пальчиками) Над морями и лесами, Над горами и полями, (делаем «брызгающие» движения пальцами) Облетим весь шар земной. (обхватываем воображаемый шар) А потом вернёмся все домой. (взмахивающие движения ладонями) Воспитатель: Приземляемся… Детей приглашают прогуляться в воображаемый лес: Дети повторяют движения воспитателя: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами. Подходят к поляне. (Картинки хвойных деревьев) Воспитатель рассказывает: В хвойном лесу произрастают сосны и ели, кустарник можжевельник. У хвойных деревьев вместо листвы – хвоя – иголки, а вместо плодов – шишки, где и созревают семена. Сосны очень любят свет, и поэтому их стволы тянутся высоко вверх. Пихта тоже хвойное дерево и очень холодостойкое. Посмотрите, какие огромные деревья! Как можно назвать эти деревья за их величину? Ответы детей. Воспитатель: Это деревья великаны, исполины, гиганты — это слова одинакового значения: огромные. Воспитатель: Какой здесь чистый воздух! Какой он? От сосны…сосновый От ели …еловый. От пихты…пихтовый Воспитатель: Да, правильно. Сосновый, еловый, пихтовый! Давайте подышим глубоко Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании: глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”. Воспитатель: Сейчас на полянке составим волшебный букет цветов Воспитатель показывает на лежащий на полу кусок ткани. Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? Ответы детей: грустное, печальное, скучное Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов.) Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты». Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ребёнку и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому. Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение? Дети: Весёлое, счастливое. Воспитатель, таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относиться друг к другу и говорить хорошие слова. Воспитатель: Кто же живёт возле этой полянки? Предположения детей. Воспитатель показывает картинку медведя с медвежатами. Звукозапись рычания медведя. Воспитатель: Испугались? Давайте найдём схему эмоции, которая вызывает страх. Дети находят схему эмоций. Воспитатель: Нам нужно преодолеть этот страх. Мы вместе и бояться ни чего не надо. Давайте попробуем прогнать страх, бросая в картинку медведя ватными шариками. Дети бросают шарики, пытаясь попасть. Воспитатель: когда человек попадает в беду или чего -то боится, друг всегда поможет справиться с любыми трудностями. Вот и сейчас наш путь лежит дальше, и мы вместе должны преодолеть все трудности. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего ребёнка. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
Непременное условие: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. Воспитатель: Посмотрите, какие животные могут встретиться на пути. Показывает видеоматериал о животных, живущих в хвойном лесу: белки, зайца, медведя, куницы, росомахи, оленя, оленя, косули, пернатые обитатели и насекомые. (https: //ecoportal. info/zhivotnye-xvojnyx-lesov/). Воспитатель: сейчас поиграем в игру «Угадай животное». Детям показывают картинку одного животного, чтобы ребёнок – ведущий не видел. Стоя в кругу, дети изображают действия, жесты животного, а ведущий угадывает — кто это. Воспитатель: слышите?! Звучит звукозапись. Воспитатель: Это зайчонок потерялся. Он слабый, замученный – пожалейте его. Дети пытаются утешить зайку – игрушку, сидящего «под ёлочкой» Воспитатель: Какие вы молодцы! Наш путь можно продолжать дальше. Мы будем передвигаться «по болоту». Давайте разделимся на 3 команды У каждого по три дощечки (три листа ПХВ). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки и, что бы он не утонул, ему надо помочь — это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего побывает каждый ребенок. Оценивается, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения. Игра «Перейди болото» Воспитатель: Вот и с этими трудностями мы справились вместе. Как хорошо, что у каждого был рядом друг. Давайте вспомним пословицы о друзьях. Ответы детей. (“Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты” “Нет друга – ищи, а найдёшь – береги” «Старый друг лучше новых двух» и т.д.) Воспитатель: Мы попали в необычное место. Кругом сосны, ели и пихты, а здесь старый высохший валежник, деревья обуглившиеся, чернота. (показывает картинку.) Как вы думаете, что здесь могло произойти? Дети высказывают предположения. Воспитатель: Да, дети, огонь уничтожает всё на своём пути. Видимо и здесь горел лес. Скажите, а чего нельзя делать в лесу, чтобы не было таких трагедий? Ответы детей. Воспитатель: Долго ещё на этом месте ничего не вырастет. И мы должны помнить: Спичка брошена и что же? Вмиг живое уничтожено Нет планеты – чернота, Пустота и тишина. Здесь и птицы не поют, Звери тоже не живут Станет мёртвым белый свет Красоты и жизни нет! Помните! Где бы вы не были, — не разжигайте костров. Не пугайте птиц. Не разоряйте гнёзд. Не губите деревья, цветы и водоёмы. Нам пора возвращаться. В путь. Логоритмика: Ну-ка, летчики-пилоты, Приготовились к полету (дети стоят прямо, руки вниз, осанка гордая, плечи расправлены). К самолету подошли И по трапу вверх взошли (маршируем или изображаем вход по трапу). Начинается полет, Загудел наш самолет. (Дети приседают на одно колено, расставив руки в стороны как крылья самолета и гудят: ууууу) Вверх поднялся, полетел. (Дети встают на ноги, выпрямленные руки в стороны) Летчик вправо посмотрел, (Повернуть голову вправо) Летчик влево посмотрел (Повернуть голову влево). Быстро полетел вперед Быстрокрылый самолет. (Руки в стороны, быстрый бег на носках по кругу) Воспитатель: Дети, где мы побывали? Что узнали нового и интересного? Ответы детей. Воспитатель: Чтобы узнать ещё больше, нам подарили родители детскую энциклопедию. Будем её читать. Литература: Буре, Р.С. Развитие взаимоотношений детей дошкольноговозраста в процессе совместной трудовой. деятельности. /Буре, Р.С-. М., 2005, 18с. Ганошенко, Н.И. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет [Текст] / Н.И. Ганошенко [и др. ]. Под ред. Е.О. Смирновой. – М., 2014. – 240 с Ерофеева, Т.Н. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами [Текст] / Т.Н. Ерофеева // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 10. – С. 31. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р.И. Жуковская. – М., 1963. – 319 с. Интернет ресурс: Животные хвойных лесов. — https: //ecoportal. info/zhivotnye-xvojnyx-lesov/ Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2006. – 192 с. Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива [Текст] / А.Н. Лутошкин. – М., 2008. – 48 с Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 2005. — 48 с. Петровский, А.В. Учим детей общению [Текст] / А.В. Петровский. – М., 1990. – 21 с. Рудовская И. Л. Влияние совместной деятельности на развитие сотрудничества у детей 5-го года жизни. — В сб.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. М., 1968, с. 43-47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG. RU». – Режим доступа: http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html Якобсон, С.Г. Дошкольник: психология и педагогика возраста. Методическое пособие для воспитателя детского сада [Текст] / С.Г. Якобсон. – М.: Дрофа, 2006. – 176 с.
|