Интеллектуальные карты как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников |
Познание | |||
Автор: Петрова Елена Михайловна | |||
24.07.2019 09:51 | |||
Интеллектуальные карты как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников Эффективность деятельности учителя-логопеда определяется результатами работы. Дети с чистой, правильной речью, выпущенные в конце коррекционного процесса, являются показателями успешной логопедической деятельности. На практике на логопунктах приходится работать не только с детьми с нарушениями одной лишь произносительной стороны речи, все чаще встречаются дети с ОНР, ЗРР, ТНР, и учителю-логопеду приходится в условиях логопункта решать задачи, которые являются ведущими в логопедических группах: это развитие лексико-грамматических категорий, связной речи, познавательных способностей, пространственно-временных представлений, памяти, внимания. В поиске решения этих задач я нашла инновационную разработку, которая не так давно вошла в педагогическую деятельность педагогов: учителей, воспитателей, логопедов, преподавателей. Данная разработка не отменяет традиционного подхода в логопедической деятельности, а дополняет его. Этот метод – применение интеллектуальных карт в деятельности учителя-логопеда. Интеллект-карты ( «mind maps») – разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта. Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям.
Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга. Очевидно, что необходимо одновременное развитие обоих полушарий, ведь каждое из них обеспечивает различные стороны единого психического процесса. В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:
- развивать мелкую моторику рук. Свойства интеллект-карты:
Методика составления карты:
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карт. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. Пример создания интеллект-карты по лексической теме «Насекомые»: в центре помещается картинка, на которой изображены насекомые. Далее идут стрелки от нее:
Предварительная подготовка: беседы по темам: «Насекомые», «Польза и вред от насекомых» с рассматриванием иллюстраций, наблюдение; подготовка раздаточного материала: картинок, листов бумаги, фломастеров. Можно составлять интеллект-карту во время беседы, в этом случае готовая карта потом используется много раз. Я на логопедических занятиях использую также яркие картинки, с обратной стороны к которым прикреплены магнитики. Такая карта может составляться многоразово, т.к. картинки прикрепляются к магнитной доске. Во время совместного с детьми создания интеллект-карты идет обсуждение и проговаривание. Готовую интеллект-карту можно прикрепить на видное место и использовать не один раз. С опорой на карту ребенок легко может составить рассказ по теме. Карту можно дополнять и расширять. В итоге отмечается качественное усвоение детьми материала, улучшение связной речи, памяти, познавательного интереса. Дети стали интересоваться пройденными темами, родители отмечают, что у детей появилось стремление узнать больше и рассказать об этом своим близким. Таким образом, использование интеллект-карт открывает новые возможности педагогов в развитии связной речи и познавательных способностей дошкольников. Методика очень эффективна для детей с нарушениями речи, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя речи и планирующей функции речи. Развивается память, мышление, ребенок не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.
|