Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Предметно-пространственная среда для развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольника
Познание
Автор: Еникеева Людмила Николаевна   
22.01.2019 09:59

Предметно-пространственная среда для развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольникаПредметно-пространственная среда для развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольника

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Окружающий дошкольника, мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать познавательную активность и ее дальнейший рост, создавать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

 

Скачтаь конспект

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи. должна учитывать возрастные особенностей детей.

Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.

Экспериментирование в дошкольном учреждении может быть организованно в трех основных формах: занятие, совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей.

Примерный алгоритм проведения занятия –экспериментирования

  • Предварительная работа – наблюдения, экскурсии, чтение, рассматривание иллюстраций и тд.
  • Определение типа, вида и тематики занятия.
  • Выбор цели, задач- познавательные, развивающие, воспитательные.
  • Игровой тренинг внимания, памяти, восприятия, мышления.
  • Выбор и подготовка пособий и оборудования
  • Предварительная исследовательская работа в мини – лаборатории.
  • Обобщение результатов наблюдения, подведение детей к самостоятельным выводам по результатам исследований.

Примерная структура занятия-экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи
  • Выбор оборудования
  • Уточнение правил безопасности
  • Уточнение плана исследования
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих
  • Анализ и обобщение полученных результатов

Материалы в уголке экспериментирования можно разделить на типы по способу применения:

Оборудование: защитные фартучки, перчатки, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, колбы, баночки, пипетки, лупы, ватные палочки и т.п.;

Объекты эксперимента: песок, семена растений, пищевые красители, бумага белая и цветная, вата, металлические предметы, пластилин, краски, пластиковые шприцы без игл, магниты, баночки с почвой;

Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии (например, уголок экспериментирования в детском саду можно оснастить фотографиями снежинок, снятых крупным планом и имеющих разнообразную форму – от шестиугольной до сложной звездообразной; книгами познавательной тематики с иллюстрациями, например, «откуда берутся облака»), алгоритмы и схемы для уголка экспериментирования.

Уголок экспериментирования в младшей группе

В младшей группе в силу особенностей психического развития ребенка 3-4 лет стоит отказаться от экспериментов, приводящих к сложным логическим выводам. Наблюдение свойств различных предметов и веществ – наиболее доступная познавательная деятельность для детей этого возраста, задачей педагога является формирование элементарных обследовательских действий, сочетать показ с активными действиями ребенка.

Основное содержание исследований предполагает формирование у детей представлений:

  • О материалах- песок, глина. бумага, ткань.
  • О природных явлениях-ветер, снег, дождь..
  • О мире растений – способы выращивания (из семечка, листа), проращивание (лук, горох)
  • О способах исследования – как сделать салат, как заварить чай..
  • О предметном мире-одежда, обувь, мебель, игрушки…

Соответственно содержание экспериментального уголка в младшей группе

  • контейнеры с семенами (тыквы, подсолнечника, кедрового ореха, фасоли), крупами (гречкой, рисом, манной крупой и проч.), сахаром, солью
  • емкости разного размера, упаковки от киндер сюрприза, полиэтиленовые пакетики
  • песок, глина, вода

Уголок экспериментирования в средней группе

В средней группе основными задачами являются активное использование опыта игровой и практической деятельностью, группировка объектов по функциональным признакам (для чего посуда), классификация объектов.

Основное содержание исследований предполагает формирование у детей представлений:

  • О материалах- глина, дерево, металл, стекло, пластмасса.
  • О природных явлениях-времена года, явления погоды, объекты неживой природы- песок, вода, снег..
  • О мире животных и растений– как звери живут, условия необходимые для выращивания
  • О предметном мире
  • О геометрических эталонах – круг, прямоугольник, призма
  • О человеке – мои помощники (глаза, нос, рот…)

В уголок экспериментирования в средней группе добавляются песочные часы, лупа, зеркальца. Так же уголок экспериментирования можно разбить на центры, либо менять.

Центр «Песок-вода» -емкости разного размера, формочки, предметы из разных материалов.

Центр «Наука и природа» — природный материал, календари природы, дидактические игры по экологии, дневники наблюдений.

Центр «Искусство» — разнообразная бумага, клей, кисточки, краски, трафареты, кусочки тканей. и т.д.

Центр «Кулинария» -мука, вода, сахар, соль, доски, терки, фартук, рецепты…

Центр «Литература» -книжки –самоделки, стиплер, дырокол, схемы, книги, журналы

Старший дошкольный возраст

Основными задачами является активное использование результатов исследований; классификация на основе сравнения.

Основное содержание исследований предполагает формирование у детей представлений:

  • О материалах — + керамика, фарфор, поролон, металл
  • О природных явлениях и времени- явления погоды, круговорот воды, движение солнца, части суток
  • Об агрегатных состояниях воды – вода-основа жизни, как образуется град, снег, туман, роса, радуга и т.д.
  • О мире растений- особенности, сравнение
  • О предметном мире- родовые и видовые признаки (транспорт грузовой, железнодорожный)
  • О геометрических эталонах-овал, ромб, конус, трапеция

В уголок экспериментирования старшего возраста добавляются: микроскоп, фонарики, магниты, линейки, можно дополнительно оснастить пробирками с некоторыми химическими веществами – например, йодом, марганцовкой, спиртом, а также пипетками и шприцами (без игл); контейнеры с различными видами грунта – глиной, землей, песком, камнями; схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, серии картин с изображением природных явлений, книги познавательного характера, атласы, энциклопедическая литература, коллекции «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», «Камни», «Ракушки».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год