Методическая разработка «Хлеб – всему голова» |
Познание | |||
Автор: Уруджева Камилат Гаджимагамедовна | |||
22.01.2019 14:57 | |||
Методическая разработка - Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (на основе интегративного подхода) «Хлеб – всему голова» Воспитатель: Уруджева К.Г. Санкт-Петербург 2019 г. Цель: развивать память, логическое мышление, связную речь, обогащать представления о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи:
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная, продуктивная, восприятие малых форм фольклора и художественной литературы. Предварительная работа: чтение художественной литературы о хлебе (сказки «Колосок», «Как курочка хлеб испекла», «Как волк вздумал хлеб испечь», стихотворение Е. Благининой «Песенка о колоске»), пальчиковые игры ( «Ладушки», «Хлеб», «Пирожки», «Бублик, баранку …»), рассматривание и беседа по картине И. Шишкина «Рожь», ситуативные беседы о смысле русских пословиц о хлебе (гречневая каша – матушка наша, хлеб ржаной – отец родной, хлеб всему голова, хлеб – кормилец, хлебом люди не шутят и др.), рассматривание картинок, изображающих последовательность выращивания хлеба, разучивание песни «Поварята». Материал: корзинка с хлебом – белым и черным, миска с мукой, разноцветные одноразовые тарелочки с мукой (по количеству детей), песня «Поварята», деревянные ложки для исполнения песни, соленое тесто для лепки, мнемотаблица. «Чудесный мешочек»: мини-муляжи хлебобулочных изделий, карточки с четырьмя различными видами хлебобулочных изделий. Ход образовательной деятельности: Перед детьми накрытый салфеткой хлеб. - Отгадайте загадку. Отгадка спрятана в корзинке под салфеткой. Есть такие слова: «Он всему голова». Вкусной корочкой одет, Мягкий, белый, черный … (хлеб) - Почему вы думаете, что это хлеб? Дети объясняют свой ответ. Взрослый обобщает и уточняет детские высказывания: хлеб бывает черным и белым, у него вкусная хрустящая корочка, про хлеб говорят, что он всему голова, т.е. главный. - Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали!? Взрослый показывает детям настоящий хлеб. - Как вы думаете, что значат слова пословицы «хлеб всему голова»? Дети высказываются. Взрослый обобщает ответы детей: голова – значит главный, хлеб всегда присутствует на нашем столе и утром и вечером и в детском саду и дома. Без него нельзя представить ни обед, ни ужин, ни завтрак. В нем наша сила и наше здоровье. Пальчиковая гимнастика «Хлеб» Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальчики) А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят») Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики, начиная с мизинца) Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Все мы испечем в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх) Очень вкусно! (Гладят живот) - Какими красивыми словами можно рассказать о хлебе? Какой он на вкус? Цвет? Запах? Дети подбирают прилагательные. Взрослый помогает: вкусный, аппетитный, ароматный, сдобный, черный, белый, свежий и т.д. Хлеб бывает разный, но всегда вкусный и полезный. - Как вы думаете, из чего пекут хлеб? Дети высказывают свое мнение. Взрослый показывает детям муку. - Какого цвета мука? Какая она на ощупь? Дети обследуют муку: (белая, рассыпчатая, мягкая.) - Давайте поиграем с мукой: я буду рисовать на ней загадочные фигуры, а вы — придумывать, на какие хлебные изделия они похожи. Например, большой квадрат похож на большой пирог, а маленький на печенье… Далее взрослый рисует на муке геометрические фигуры (прямоугольник, круг большой и маленький, овал большой и маленький и т.д.), подводит детей к сравнению с хлебобулочными изделиями (буханка или кусочек хлеба, каравай и баранка, батон и пирожок и др.). - А теперь давайте превратимся в поварят и замесим из муки тесто! Песня «Поварята» Мы веселые ребята, мы ребята – поварята, Любим всем мы помогать, любим ложками стучать. (игра на ложках) Сами мы замесим тесто, а чтоб было интересней Свои ложечки возьмем и сыграем и споем. (изображают, что месят тесто) - Тесто замесили, осталось слепить и испечь что-нибудь вкусное! Давайте попробуем испечь сегодня калачи, баранки, сушки, бублики! Взрослый раздает соленое тесто, показывает образец: раскатать жгутик и соединить концы. В зависимости от толщины и длины жгутика у детей получатся сушка, бублик, баранка и т.д. - Вот сколько всего вкусного у нас получилось! Вы и тесто месили, вы и бублики, баранки и сушки лепили! Хотелось бы вам, чтобы вашу выпечку кто-нибудь откусил и на пол бросил? Раскрошил и раскидал по столу? Почему? Дети отвечают, пытаются объяснить свой ответ. - Вы старались, трудились, поэтому хочется, чтобы к вашим изделиям относились с заботой и уважением! А теперь выучим стихотворение (мнемотаблица) Из чего печётся хлеб, Что едим мы на обед? Хлеб печётся из муки, Что дают нам колоски. Рожь, пшеница в век из века Щедро кормят человека. Плюшки с маком, кекс сметанный, Чёрный с тмином, пеклеванный, Калачи, батоны, халы… Хлеб для маленьких и старых, Для Танюшек и Наташ. Добрый хлеб – кормилец наш! Лаврова Т. Дидактические игры - «Четвёртый лишний»: карточки с четырьмя различными видами хлебобулочных изделий, три из которых объединены общим признаком: форма, цвет, состав и т.д. - «Чудесный мешочек»: в тряпичный мешочек складываются мини-муляжи хлебобулочных изделий (батон, булочка, круассан, вафли, печенье и т.д.), дети поочерёдно опускают руку в мешочек и на ощупь определяют, что лежит в мешочке. Воспитатель: Вот сколько интересного узнали мы сегодня. Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
|