«Развитие познавательного интереса детей 5–6 лет к неживой природе посредством экспериментирования»
Развитие познавательного интереса к неживой природе – является важной задачей воспитателя ДОУ, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, что определяет его дальнейшую успешность и степень социализации. Развитие познавательного интереса осуществляется посредством экспериментирования.
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента идёт обогащение памяти детей, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь ребёнка, его эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, укрепляется здоровье за счёт повышения уровня двигательной активности.
Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Основные правила развития познавательного интереса детей посредством экспериментирования:
- Самое главное – творческий подход к проведению исследовательской работы.
- Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.
- Не сдерживать инициативных детей.
- Не делать за них то, что они могут сделать или могут научиться делать самостоятельно.
- Не выносить оценочных суждений.
- Помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем).
Рекомендации воспитателям по развитию познавательного интереса детей 5-6 лет к неживой природе посредством экспериментирования:
- Ввести в ДОУ практические занятия по овладению практическими навыками по природоведению и охране окружающей среды, которые углубляли бы познания в области живой и неживой природы.
- Регулярное, систематическое проведение массовых мероприятий, таких как природоохранные акции, субботники, выставки, экскурсии.
- Привлечение к этой работе специалистов из разных областей, способствующих углублению и расширению знаний дошкольников.
- Развитие материально-технической базы для проведения различных экологических мероприятий, таких как экскурсии, конкурсы, проекты, эксперименты.
- Регулярное осуществление мониторинга среди воспитателей и родителей, способствующего получению обратной связи об уровне развития познавательного интереса к живой и неживой природе.
- Участие в конкурсах, связанных с экологическими знаниями и поведением будет способствовать повышению мотивации и уровня познавательного интереса
- Включать разговоры о природе, либо практические занятия в тематику других занятий, по другим направлениям, т.е. осуществлять междисциплинарные связи, которые будут способствовать соблюдению принципа системного и комплексного подхода к развитию познавательного интереса дошкольников.
- Работа должна осуществляться и в домашних условиях усилиями родителей.
- Работа должна носить комплексный, системный и систематический характер.
Благодарим за внимание!
|