Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия» |
Познание | |||
Автор: Ильина Марина Васильевна | |||
02.01.2019 23:20 | |||
Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия» В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1-3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ребенком, тем успешнее и быстрее он развивается. Одним из важнейших направлений развития ребенка раннего возраста является развитие его восприятия, или сенсорное развитие. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств – это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
Эстетическое развитие – помочь увидеть красоту и многообразие окружающего мира. Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными. Пять органов чувств – это пять каналов получения информации о мире вокруг. Обратите внимание, что сенсорные ощущения могут быть как «чистыми», то есть иметь один канал восприятия (например, картина воспринимается только зрением, а музыка по радио – только слухом), и смешанными, когда одновременно задействованы несколько каналов восприятия (например, при просмотре видео задействованы и зрение и слух). Более подробно мы остановимся на развитие зрительного восприятия. Зрение — одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет видеть и воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть информации из внешнего мира. В рамках сенсорного развития детей дошкольного возраста изучаются отдельные внешние свойства предметов и явлений — свет, цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Цель данной темы — обратить внимание малышей на свет и тьму. Со светом и темнотой дети каждый день сталкиваются в жизни, но делают это неосознанно, принимая как данность. Специально обратив внимание детей на свет и темноту, а также различные степени их насыщенности, мы можем обогатить их восприятие новыми впечатлениями, расширить представления о мире вокруг. Мы разговариваем с детьми о том, когда и где бывает темно или светло, каким бывает свет, когда темнота и свет естественные, а когда искусственные. Кроме этого, такие занятия и игры помогут малышам более лояльно относиться к темноте. Маленькие дети часто бояться темноты, страшатся войти в темную комнату, а веселые игры помогут если не полностью преодолеть, то по крайней мере уменьшить такие страхи. А при достаточной тренировке занятия помогут малышам не теряться, лучше ориентироваться в темноте. Следует учитывать, что свет и тьма не могут быть выделены практическим путем, как, например, форма или величина, а определяется исключительно посредством зрения. Для выполнения заданий потребуется внимание детей, педагог помогает увидеть по-новому явления, которые постоянно присутствуют в жизни, но перестают замечаться, воспринимаются неосознанно. Описанные ниже задания лучше проводить в виде коротких игр в свободное время, во второй половине дня. Задание 1. Лампочка, гори! Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте. Ход. Малышам нравится такая простая игра: включать и выключать свет (люстру, торшер, настольную лампу), нажимая на выключатель. Сначала взрослый помогает малышу нажимать на выключатель света, затем малыш нажимает выключатель самостоятельно. Результат таких действий нужно озвучить. В з р о с л ы й. Есть свет! Нет света… Лампочка, гори! Как стало светло! Ой! Темно... Задание 2. Гуляем в темноте! Цель занятия. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о темноте. Ход занятия. После наступления темноты (такие занятия удобнее проводить в зимнее время суток, когда день короткий), предложите детям погулять в темноте. В з р о с л ы й. Давайте погуляем в темноте! Это совсем не страшно. Можно ходить в темноте, держась за руки. После того, как глаза детей привыкли к темноте, можно попросить их рассказать, что они видят, найти в темноте друг друга и взяться за руки. Задание 4. Пляшущие тени Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте. Ход. Эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду воспитатель обращает внимание малышей, что их тела отбрасывают тени на земле. Можно предложить подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности), следя за тем, как тень на асфальте повторяет все движения. Задание 5. Солнечный зайчик Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте. Ход. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как «солнечный зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на стул и т.д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна — поймать «солнечного зайчика». При этом сначала передвигайте луч плавно, затем быстрее. В з р о с л ы й. Посмотрите, по стене прыгает солнечный зайчик! Давайте поймаем солнечного зайчика — накроем его ладошкой: оп! Проводите игру в безопасном месте, чтобы дети не натыкались на мебель и другие предметы. Если малышам понравилась игра, можно предложить кому-нибудь из детей сделать «солнечного зайчика», а воспитатель вместе с остальными малышами будет его ловить. Поймай солнечного зайчика! Задание 6. Тени на стене Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте. Ход. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену (лучше, если стена светлой однотонной окраски). При помощи кистей рук в луче лампы вы получите на стене тень дерева, лающей собаки, летящей птицы и т.д. Фигуры из рук могут быть статичными или подвижными. Можно предложить детям поэкспериментировать и придумать свои собственные фигуры (даже если полученная фигура не очень узнаваемая, все равно следует похвалить ребенка за старание и предложить пояснить, что именно у него получилось). Можно для получения тени использовать различные предметы и игрушки, только при этом тень должна быть узнаваемая. А можно придумать несложный сюжет и организовать целый театр теней, для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты. Задание 7. Путешествие с фонариком Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте. Ход. Когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной комнате, освещая ее лучом фонарика. Сначала фонарик в руке у взрослого, который ведет детей за собой, освещая путь, заглядывая лучом фонаря внутрь шкафа, под диван, в темные углы и закоулки. Затем фонарик передается одному из детей, который ведет остальных за собой. В з р о с л ы й. Вот в комнате стало темно — ничего не видно…Что же делать? Сидеть на месте не хочется… У нас есть электрический фонарик! Давайте путешествовать по комнате с фонариком — он будет освещать нам путь! Давайте вспомним правила пользования фонариком: включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться Свети, фонарик! Задание 8. Свеча в темноте Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете, темноте, полумраке. Ход. После наступления темноты установите на столе высокую свечу в подсвечнике и зажгите ее на глазах у детей. Предложите детям понаблюдать за огоньком свечи. Также можно походить с зажженной свечой по группе, освещая путь. Обратите внимание малышей, что со свечой в комнате стало светлее. Включите электрическое освещение и обратите внимание детей, что свет лампочки ярче, чем свет свечи. Такую игру можно повторить не- сколько раз подряд. В з р о с л ы й. В далекие времена не было электричества и по вечерам люди зажигали свечи, чтобы осветить свое жилище. Давайте и мы зажжем свечу! Как уютно стало в комнате при свете свечи, правда? Во время этой игры не забывайте об осторожности: попросите детей не приближаться близко к пламени свечи, не наклоняться над ней, не прикасаться руками, внимательно следите за соблюдением этих мер безопасности! После окончания игры свечу и спички уберите в недоступное для малышей место. Гори, свеча! Занятие 9. Задуй свечу! Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете, темноте, полумраке. Ход. Установите на столе свечу и зажгите ее, проследите за тем, чтобы свеча располагалась удобно — на уровне лиц детей. Предложите детям понаблюдать за пламенем свечи, а затем задуть ее. Можно предложить детям задувать свечу по очереди (для чего педагог зажигает свечу несколько раз). Затем организуйте игру — «День рождения Мишки». Для этого заранее приготовьте зефир либо пастилу, и воткните в него одну или несколько праздничных свечек. Обыграйте ситуацию: вместе с детьми «накройте на стол» (используйте кукольную посуду), «пригласите гостей» (используйте кукол и мягкие игрушки), спойте песенку. Затем выключите свет и торжественно внесите «праздничный торт» (зефир со свечками), все вместе задуйте свечи. Задание 10. Бенгальские огни Цель. Развитие зрительных ощущений, формирование представлений о ярком свете, об искрах. Ход. Игру с бенгальскими огнями хорошо устроить на какой-нибудь праздник — Новый год, день рождения — что поможет создать праздничную атмосферу. Но можно зажечь для детей бенгальские огни и в обычный день. Воспитатель зажигает палочку бенгальского огня и предлагает детям понаблюдать за яркими искрами, которые разлетаются в разные стороны. Зимой вечером на улице можно устроить красивое зрелище — воткнуть бенгальские огни в снег или фигуры из снега и поджечь их. В з р о с л ы й. Посмотрите, как красиво горят бенгальские огни: вокруг рассыпается множество ярких искр! Ура! Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности: дети должны находиться на достаточном расстоянии от бенгальского огня. После игры следует убрать бенгальские огни и спички в недоступное для малышей место. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание — это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Только постоянно играя с детьми, мы сможем развить его способности. Это поможет ему лучше ориентироваться в сенсорных эталонах, разовьет умение думать и принимать самостоятельные решения. Для дальнейшей учебы в школе такие навыки просто необходимы.
|