Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование причинно-следственных связей в ходе организации экспериментирования
Познание
Автор: Пищулина А.С., Варданян Н.С.   
28.12.2018 23:50

Формирование причинно-следственных связей в ходе организации экспериментированияФормирование причинно-следственных связей в ходе организации экспериментирования

Авторы:

Пищулина А.С., Варданян Н.С. воспитатели МБДОУ «Детский сад №231» г.о. Самара

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного детства мы взрослые должны сформировать у детей ряд целевых ориентиров, один из которых отражает реализацию деятельности по познавательному развитию дошкольников и характеризует насколько ребенок проявляет любознательность, может задать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

 

Скачать конспект

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое — основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

В своей работе мы используем технологию познавательно- исследовательского развития Н.А. Коротковой. И так Н.А. Короткова выделяет культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности. При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, надо облечь развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Такими культурно-смысловыми контекстами для занятий могут выступить, условно говоря, типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию. Короткова относит к ним следующие формы работы:

  1. опыты и экспериментирование с предметами и их свойствами;
  2. коллекционирование (классификационная работа);
  3. путешествие по карте;
  4. путешествие по реке времени.

В познавательно- исследовательской деятельности мы используем опыты и экспериментирование с предметами и их свойствами. Организуя занятия в рамках данного смыслового контекста, воспитатель привлекает внимание группы интригующим материалом или демонстрацией необычного эффекта, все это должно происходить в ситуации свободного размещения детей и взрослого во круг предмета исследования. Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самим, для это нужно иметь, по крайней мере, один набор на 3-4 участников. Обсудив полученные эффекты можно несколько раз поменять условия опыта, посмотрев, что из этого получиться. Результатом опыта будет формирование каких-либо причинно- следственных связей (если…, то…; потому, что…).

Один из наборов для экспериментирования должен остаться после занятия в группе в специально отведённом месте, где им можно будет воспользоваться. Постепенно эта «лаборатория» будет наполняться все новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

Такое специально отведенное место имеет название – «Уголок экспериментальной деятельности».

Задачи уголка экспериментирования:

  • Развитие первых естественнонаучных представлений;
  • Активности;
  • Любознательности;
  • Наблюдательности;
  • Формирование умений комплексно обследовать предмет;
  • Мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:

  • Безопасность для жизни и здоровья детей;
  • Доступность расположения;
  • Достаточность;

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

  • Место для приборов;
  • Место для хранения материалов (природного и «бросового»);
  • Место для материалов – песок, вода, опилки, пенопласт и т.д.;
  • Место для проведения опытов;
  • Место для постоянной выставки, где размещают коллекции, экспонаты, редкие предметы (камни, раковины и т.п.);

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:

  • Компонент дидактический;
  • Компонент стимулирующий;
  • Компонент оборудование;

Младший дошкольный возраст:

Оборудование и материалы уголком не требует больших средств для оснащения главное желание взрослых открывать и познавать мир вместе с ребёнком, и тогда опыты станут настоящим волшебством.

Опыты.

И в заключение хотелось бы напомнить: «Процесс освоения, познания новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить».

С учетом возрастных возможностей детей в группе в «лаборатории» для экспериментирования собраны ряд предметов и материалов, которые позволяют проводить опыты и эксперименты (приложение – 1.таблица с перечнем опытов, 2.таблица с перечнем оборудования и материалов), наблюдать, и таким образом устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно пытаться придумывать объяснения явлениям природы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год