Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в технологии в старшей группе «Куда пропала вода?» |
Познание | |||
Автор: Кочурова Л. А., Яблокова И.Ю. | |||
16.11.2018 16:10 | |||
Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в технологии в старшей группе «Куда пропала вода?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДС №2 «Рябинка» Три состояния воды. Тип образовательной ситуации: открытие нового знания Интеграция образовательных областей:
Авторы разработки:
Март 2017г. г.Пошехонье
Цель: формировать представления детей о трех состояниях воды: жидком, твердом, газообразном. Задачи: Обучающие:
Развивающие: Содействовать развитию
Демонстрационный материал: Изображение Водяного на экране Карточки-схемы трех состояний воды: Декорация «Водоросли» с целью зонирования помещения Обруч — «Колодец» Оформление лаборатории Водяного:
Раздаточный материал:
Предварительная работа: Разработать мультимедийную программу, используя информационно-коммуникационные технологии (с целью усиления визуального эффекта у детей). Чтение рассказов, сказок познавательного характера. Опыты: «Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры». Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка». 1. Введение в игровую ситуацию: Цель: создание интересной мотивации — узнать про необычный камень. (Хочу – могу – надо) Дети заходят в зал. - Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга. Приветствие: «Мы живём все на планете, Называется Земля, И живут на той планете Наши лучшие друзья». - Хочу я вам историю одну рассказать. Решили в нашем городе провести праздник — «День Водяного». - А как вы думаете, почему именно в нашем городе? (Потому что у нас много рек, много воды кругом…) -Решили позвать на праздник и самого Водяного, да только он занят был, не согласился придти на праздник. -Хотите узнать, что с ним произошло? (Хотим) -Живет в нашем Пошехонском краю Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководит и неглавными водяными командует. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его водном царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет. - Ребята, а если вся вода пропадет, что произойдет? (Люди могут погибнуть, животные без воды тоже жить не могут, цветы завянут…) -Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в другие пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может сквозь землю провалилась? Нигде не проливалась, нигде, не появлялась. Но куда-то же она подевалась -Ребята, а вы как думаете, куда пропала вода? (Может кто-то украл, а может кто-то большой выпил, инопланетяне забрали…) -Расстроился Водяной, загрустил, и разослал гонцов по всей округе с просьбой ему помощь оказать. -Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело — ВОДА пропала! Ребята, что же делать? (Надо помочь водяному) -Ребята, вы хотите помочь Водяному найти воду? (да, хотим…) -Зачем вам это нужно? (Чтобы порадовать Водяного, чтобы он захотел пойти на праздник, чтобы узнать куда пропала вода) -А вы сможете это сделать? (Да, сможем) -Почему вы так решили? (Потому что мы много знаем, потому что мы одна команда, потому что мы дружные ребята) -Что же вы ответите Водяному? (Что мы хотим помочь найти пропавшую воду) - Давайте отправимся с вами к нему в гости и там, на месте во всем разберемся. - Вы согласны? (Да) Тогда вперед! 2. Актуализация -Чтобы попасть в царство Водяного, нам надо спуститься в этот волшебный колодец. Дети перешагивают через обруч У Водяного: На проекторе анимированное изображение подводного царства - Мы с вами очутились в гостях у Водяного. - Посмотрите на Водяного, что вы можете сказать про его состояние? (он грустный, задумчивый, расстроенный…) -А какие еще состояния вы знаете? (Бывает состояние здоровья, радостное состояние, нервное состояние… 3. Затруднение в ситуации: –Для того чтобы помочь Водяному найти пропавшую воду нам необходимо определить три состояния воды. -Вы можете сами их определить? (Да, можем) -У каждого из вас есть набор карточек, вам нужно разложить карточки на три группы по разному состоянию воды и объяснить, почему вы так их разложили. -Вам необходимо это сделать пока журчит вода в ручейке, приступайте к работе. Детям предлагаются наборы картинок с разным агрегатным состоянием воды — на каждого ребенка. Дети пытаются определить три состояния воды и разложить карточки на три группы. -Ручеёк перестал журчать, давайте проверим, получилось ли у вас разложить карточки по группам? (Получилось) -Посмотрите, удалось ли вам разложить карточки на три группы? (Да, мы смогли разложить карточки на три группы) -У всех ли в трех группах одинаковые карточки? (Нет, не у всех…) -Почему так произошло? (Потому что мы не знаем, как это сделать правильно) -Ребята, что сначала нам нужно было определить? (Определить три состояния воды, чтобы разложить карточки на три группы…) Выявление причины затруднения: -Ребята, как вы считаете, почему вы не смогли это сделать? (Мы не смогли правильно разложить карточки, потому что не знаем, какие бывают состояния у воды) -Значит, с чем вы столкнулись? (С затруднением…) -Ребята, что надо сделать, когда у вас возникло затруднение или вы что – то не знаете? (Надо остановиться и подумать, спросить или прочитать где –то, провести эксперимент) -Значит, что вам надо узнать? (Нам надо узнать какие три состояния бывают у воды) 4. Открытие нового знания: -Давайте разбираться вместе. -Чтобы определить какие бывают три состояния воды, и помочь Водяному найти пропавшую воду, пройдем в лабораторию воды, которую нам любезно предоставил наш друг Водяной. - Из чего состоит вода? (Вода состоит из маленьких капелек) - Все верно, и хотя капельки соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. -Давайте возьмемся за руки и изобразим это состояние, как на карточке – схеме. Дети выстраиваются согласно схеме. -Давайте, вспомним, каким способом пытался Водяной найти пропавшую воду? (Переливал ее из большой посуды в меньшую, из одной банки в другие…) -Как вы считаете, почему он смог это сделать? (Потому что вода переливалась, она была жидкая) -Вот мы и определили с вами первое состояние воды – ЖИДКОЕ!!! -Посмотрите, что это? Воспитатель показывает термос. (Это термос.) -Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время…) -Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (Потому что вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.) Опыт№1 Воспитатель накрывает термос зеркалом, поднимает его. -Из термоса выделялся пар, а на зеркале мы видим капельки воды, как так получилось? (Пар попал на зеркало и превратился в капельки…) -Пар превратился в воду, значит, пар – это тоже вода? (Да, пар – это тоже вода) -Потрогайте капельки рукой и убедитесь, действительно ли это вода. Дети трогают капельки на зеркале -Во что превращается сильно нагретая вода? (Она превращается в пар) -А, пар, остывая, превращается в воду. -В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. - Назовите, какие вы знаете осадки? (Дождь, снег, град,...) - В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. -Давайте попробуем с вами встать так, чтобы изобразить газообразное состояние воды. Дети перестраиваются в соответствии с карточкой – схемой. -Вот мы с вами и нашли второе состояние воды – ГАЗООБРАЗНОЕ!!! -А теперь продолжим наше исследование. -Как говорит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Опыт №2 -Ребята, посмотрите, что это? (Лед) -Что такое лед? (Это твердая вода) -Чтобы проверить наши предположения проведем опыт. -Мне нужна ваша помощь? Предлагает разделиться ребятам на две подгруппы; одной подгруппе, надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а второй подгруппе взять кубик льда в голые руки. - Как вы думаете, у кого из вас лед растает быстрее? (Может у того кто в перчатках?) -Давайте проверим: - Лед быстрее тает у того, кто без перчаток. -Как вы думаете почему? (Может потому, что руки теплые?) -Все верно, потому что он соприкасается с теплом ваших рук. -Во что превратился лед? (Лед превратился в воду) -А почему у второй подгруппы лед тает медленно? (Потому что у них на руках перчатки) -Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда. - Интересно, как же получается лед? (Лед получается, когда замерзает вода…) -При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в лед. - Лед – какое вещество? (Лед – это твердое вещество) - В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество тоже можно изобразить схемой: -Ребята, попробуйте встать так, как на карточке – схеме. Дети выстраиваются в соответствии со схемой. -Вот мы и нашли — третье состояние воды – ТВЕРДОЕ!!! -Таким образом, вода может находиться в трех состояниях -Назовите эти три состояния? (Жидкое, газообразное и твердое) 5. Включение новых знаний в систему знаний и умений ребенка. -Чтобы лучше запомнить эти три состояния воды, я предлагаю поиграть в игру «Капельки». Игра «Капельки» -Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные. Дети хаотично гуляют по кругу. -Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек. Дети разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом. -А теперь ручеек течет и впадает в море. Дети берутся за руки и образуют большой круг. - Наш круг может менять форму, как и вода Круг из детей вытягивается в овал, в другие формы. -А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться) - Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара. Дети бегают по группе. -А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее. Дети обнимают друг друга. -Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному. Вывод: -Как двигаются частички воды в парообразном состоянии? (Каждая движется сама по себе) -Как связаны частички воды в жидком состоянии? (Частички как — бы держатся за руки) -Что происходит с частичками воды в твердом состоянии? (В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом) - Вы можете объяснить Водяному, куда пропала вода? (Мы можем всё объяснить) -С помощью термоса мы с вами выяснили, что горячая вода испаряется, и в пар превращается, значит, вода может испаряться? (Вода может испаряться…) -А в природе, как это происходит? Что может воду нагреть? (Быть может солнышко?) -Всё верно, солнышко воду разогревает и в пар превращает. -А Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим. Опыт №3 -Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Сейчас мы польем землю водой. Дети с воспитателем одновременно поливают землю. -Смотрим, что же получается, ребята, что происходит? (Вода просачивается через землю, земля становится влажной) - Значит, вода может сквозь землю просочиться? (Да, вода проходит через землю) -Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (Может вода останется под землей, а может её выпьют те, кто в земле живет…) -Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна. - Смотрите, какая в этой раковине большая жемчужина. Нажать на жемчужину она увеличивается. - Это же сказочная, скрытая подводная фотокамера. Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать. Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»
-Ребята, что же могло произойти с водой? (Она могла испариться, сквозь землю просочиться, в лед превратиться…) -Что мы с вами Водяному ответим? (Что вода его никуда не денется, попутешествует и назад к нему вернется) -Жемчужина решила нам помочь: распечатала снимок, который поможет нам, составить отчет для Водяного как вода путешествует. -А мы с вами давайте разложим карточки по трем конвертам, с разным состоянием воды, чтобы Водяной не забыл в следующий раз, в каких состояниях бывает вода и где её искать. Дети раскладывают карточки по конвертам на которых, нарисованы схемы – обозначения трех состояний воды. 6. Осмысление. Итог. -Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (В гостях у Водяного, в его лаборатории) -Кому мы помогли? (Мы помогли Водяному) -В чем заключалась ваша помощь? (Мы помогли ему найти пропавшую воду) -Где же может быть пропавшая вода? (Если вода нагревается, то превращается в пар, а пар поднимается в воздух и может превращаться в осадки; от холода вода может замерзнуть и превратиться в лед; вода может проходить сквозь землю и скапливаться под водой в ручейки) - Вам удалось помочь Водяному? (Да) -Почему, как вы считаете? (Потому что мы любознательные, дружные) Что очень важного для нашего расследования мы выяснили про воду? (Что у воды может быть три разных состояния, и она все время путешествует) -Ребята, вы молодцы, вам удалось помочь Водяному найти пропавшую воду, потому что вы узнали, что вода может испаряться, проходить через землю и превращаться в лед. -Пусть Водяной больше не грустит и не переживает никуда его вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к нему же и вернется. - Мы наши отчеты оставим Водяному. Складывает детские конверты в большой конверт, вставляет конверт в водоросли. - Водяному помогли? - Воду пропавшую нашли? А теперь детвора! Нам в обратный путь пора. Ритуал выхода из ситуации: «Волшебный колодец» Дети перешагивают через обруч. - Хочу подарить вам на память о нашем сказочном путешествии вот эти веселые капельки.
|