Мастер-класс по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников» |
Познание | |||
Автор: Чайка Алевтина Васильевна | |||
06.11.2018 09:41 | |||
Мастер-класс по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников» Автор: Чайка Алевтина Васильевна МБДОУ детский сад № 51 воспитатель Задачи:
Материал: столы — 3 шт, карточки с буквами (д;р; у; ж; б; а), контейнер с крупой, сито, магниты, капсула, колба, камни, сахар песок, кувшинки из бумаги, чашка с водой, кубик льда с буквой, воздушный шарик, деревянная расческа, шерсть, лист бумаги с буквой, контейнер с речным песком, буквы пластмассовые, мольберт, Лягушонок-удивлёнок.
Почему собаки не любят кошек?", "Почему облака не падают?", "Почему в космосе темно? Сколько ещё разных вопросов задают нам воспитанники? «Любознайка», «Почемучка» — так можно назвать любого ребенка, ведь все дошкольники, прирождённые исследователи! ФГОС ставит перед нами важную задачу, чтоб ребёнок вырос не только здоровым но и думающим, способным на творческий подход к любому делу. Самым эффективным способом познания окружающего мира является метод эксперимента, в процессе которого у детей формируются простейшие исследовательские умения и навыки. Дети получают возможность самостоятельно исследовать, искать и находить! ответы на интересующие их вопросы. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее будет его развитие. Сегодня я поделюсь опытом организации исследовательской деятельности. В своей группе я создала центр детского экспериментирования «Любознайка». Здесь живёт сказочный персонаж «Лягушонок-удивленок». Наш герой приносит ребятам необычные предметы, удивительные истории, вместе с детьми участвует в разных опытах и исследованиях. Дети с радостью делятся своими знаниями с Лягушонком, помогают ему узнать как можно больше нового и интересного об окружающем мире. Вместе с Лягушонком создаём перед детьми разные проблемные ситуации. Дети ищут пути решения, выдвигают гипотезы, проверяют опытным путём свои предположения, делают выводы, самостоятельно размышляют, обобщают полученные сведения и открывают для себя что то, новое, в привычном и обыденном. Детское экспериментирование проходит через все виды организованной образовательной деятельности: Мы ткань, бумагу изучали и свойства разные узнали. Опытным путём доказали, что объём воды не зависит от формы сосуда, а на рисовании постоянно экспериментируем с цветом. Ухаживая за растениями выяснили какие условия необходимы для их роста. На прогулке мои юные исследователи решают важные проблемы: «Что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку?», «Как быстро освободить бусинку из ледяного плена?» … Мы узнали, что вода наша спутница всегда. Её мы свойства изучали, даже фильтром очищали! Обыкновенная лужа на участке – ведь это модель водоема, исследуя который можно изучить почти все свойства воды. Мы наш кораблик в плаванье отправим, ветерок нам веер создает, а мы еще и электричества добавим, вот сколько знаний опыт нам даёт! Важно, чтобы каждый ребенок проводил опыты сам, а не был в роли наблюдателя. При этом взрослый не учитель, а равноправный партнер. Знания которые ребёнок добывает самостоятельно, становятся его достижением на всю жизнь! Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг! В вечерние часы, создаю такие условия, чтобы у детей возникло желание проводить элементарные опыты самостоятельно (по собственной инициативе). Сегодня, уважаемые коллеги Лягушонок-удивлёнок нуждается в Вашей помощи. На этом столе спрятано 6 букв. Которые нужно найти используя свои исследовательские умения и навыки. И отгадать очень важное слово. (Дружба) Для выполнения заданий можно использовать любой предложенный на столе материал. З а д а н и я
В середине одной из волшебных кувшинок скрыта нужная нам буква. Как Вы думаете, что нужно сделать для того, чтоб кувшинки раскрылись? Гипотеза: если опустить кувшинки на воду, лепестки цветов начнут распускаться. Предлагаю проверить нашу гипотезу опытным путем. Вывод: это произошло потому, что бумага намокла, стала тяжелее и лепестки цветка раскрылись. 4) Кубик льда. Следующая буква оказалась в ледяном плену, подумайте с помощью чего, мы можем быстро освободить нужную нам букву. Гипотеза: Растопить лед. Вывод: лёд в тёплой воде тает и превращается в воду. 5) Намагничивание предмета. Буква нарисована вот на этом листе. С помощью чего мы можем перевернуть этот лист бумаги? Гипотеза: надуем воздушный шарик. Потрем его о шерсть и перевернём листок с буквой. Деревянная расческа. Вывод: шарик может работать как магнит, если потереть его о шерсть. 6) Просеять песок. Нашу букву закопали глубоко в песок. Гипотеза: песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться. Вывод: между песчинками в сухом песке находится воздух, поэтому его можно легко просеять. Все буквы освобождены и у нас на мольберте появилось очень важное слово «ДРУЖБА». Не следует забывать, что зачастую опыты у детей не получаются. Но главное в исследовательской деятельности, чтобы дети увидели свои ошибки, и в следующий раз их исправили т.е. добыли знания самостоятельно. Надеюсь, что данный мастер – класс способствовал повышению профессионального мастерства педагогов по данной теме.
|