Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Юные путешественники» |
Познание | |||
Автор: Ивлеева Любовь Владимировна | |||
18.09.2018 15:40 | |||
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Юные путешественники» Воспитатель: Ивлеева Л.В. Цель. Развитие познавательных способностей детей. Задачи:
Материал и оборудование. Карта. Образцы различных материалов (пенопласт, поролон, камень, резина, картон, дерево). Таз с водой. Вырезанные из картона иллюминаторы, плакат с названием корабля и якорь.
Предметные картинки на тему «снаряжение». Макет «Остров». Ткань синего и зелёного цвета. Бумажные и тканевые салфетки, ватные диски, мелкие камешки. Воронки. Кувшин с водой. Стаканчики. Щепки. Кочки-картонки. Картинки с изображением морских животных. Опорные схемы для составления рассказа о рыбе. Мольберт. Листы бумаги в клетку. Карандаши или фломастеры. Ход занятия. I. Мотивация Дети входят в групповую комнату, приветствуют гостей. Дети Станем рядышком, по кругу, Воспитатель. Ребята вы любите путешествовать? Давайте сегодня отправимся на недавно открытый остров. А поможет нам вот эта карта. - Что показано на карте синим цветом? (Вода. Океаны и моря.) Зелёным и коричневым цветом на карте обозначают сушу. Обратите внимание на эти маленькие коричневые пятнышки. Это острова. Есть большие, есть и маленькие. - Так что же такое остров? (Небольшая часть суши, со всех сторон окружённая водой.) - Один из островов на карте обозначен красным флажком. Именно этот остров открыт совсем недавно и недостаточно изучен. - Вы хотели бы исследовать его? (Да.) II. Исследовательская работа по изучению плавучих материалов В таком случае нам надо выбрать средство передвижения. - А на чём можно отправиться в плавание? (На корабле, теплоходе, на яхте, на плоту). Известны случаи, когда отважные путешественники отправлялись по морям и океанам на плотах. Но это были очень рискованные предприятия. Думаю, нам следует построить корабль. Что нам для этого понадобится? (Ответы детей.) Посмотрите на эти материалы и выберите те, которые пригодны для строительства корабля. Объясните свой выбор. Дети подходят к столу, на котором стоит таз с водой и разложены образцы материалов (пенопласт, поролон, камень, резина, картон, дерево), проверяют материалы на плавучесть и прочность. Выбирают те, которые, по их мнению, пригодны для создания корабля, объясняя свой выбор. Воспитатель. Какие материалы не подходят? Почему? Дети. Картон и поролон намокают. Камень тонет. Резина не намокает, но она слишком мягкая и гибкая. Пенопласт хорошо плавает, но этот материал слишком ломкий, непрочный. Самый подходящий материал — дерево. Оно прочное и не тонет. Воспитатель. Хорошо, с материалом для постройки корабля мы определились. III. Постройка корабля и выбор снаряжения. Из стульчиков дети строят корабль, прикрепляют к бортам иллюминаторы, название корабля, якорь. Воспитатель. Ребята корабль мы построили но нам нужно и снаряжение, которое нам понадобится в путешествии? Дети. Запас еды и воды. Лекарства. Воспитатель. Подберите картинки с изображением предметов, которые вам необходимы. Каждый ребёнок берёт по картинке и объясняет свой выбор. Воспитатель. Приглашаю вас пройти на борт нашего корабля. Дети занимают места на корабле. Звучит аудиозапись «Шум моря». Физминутка на корабле. Дети выполняют движения по показу воспитателя. Мы плывём под парусами, Звучит аудиозапись песни «Чунга-Чанга» (муз. В. Шаинского, сл. Ю.Энтина). дети имитируют игровые действия: смотрят в бинокль, ловят рыбу и т.д. IV. Рассматривания макета острова. Воспитатель. Вот и берег показался. Это таинственный остров. Высаживаемся. Дети покидают «корабль». Подходят к макету «Остров». Воспитатель. - Ребята, что вы видите? - Кого вы видите? - Как вы думаете, здесь тепло или холодно? - Почему? Дети. Здесь солнечно и жарко. На берегу растут пальмы и живут теплолюбивые животные. Воспитатель. Да, тепло. Солнце печёт, пить хочется. А наши припасы воды и пищи за время плавания закончились. Теперь, чтобы утолить жажду, надо найти источник воды. V. Опыты по очищению воды и изготовление стаканчиков методом оригами. Дети подходят к ткани зелёного цвета, расстеленной на полу. Воспитатель. Это болото. Не проедешь, не пройдешь, - Ребята, можно ли пить воду из болота? Дети. Нет, она грязная, мутная. Воспитатель. Что же теперь делать? Дети. Нужно воду очистить. Воспитатель. Давайте разделимся на две команды. Одна команда будет фильтровать воду, а вторая команда будет делать стаканчики. Нам же нужно из чего то пить. Из чего мы их можем сделать? Дети. Из бумаги. Дети складывают из бумаги стаканчики, используя приёмы оригами. Проводится эксперимент по очищению воды. Воспитатель ставит на стол кувшин с мутной водой. Дети выбирают из предложенных материалов те, которые можно использовать для очищения воды от примесей (бумажные и тканевые салфетки, ватные диски, мелкие камешки), вставляют их в воронки и фильтруют воду, переливая её из кувшина в стаканчики. Опытным путём выясняют, какой фильтр очищает воду лучше. Воспитатель. А теперь можно ли эту очищенную воду пить? Дети. Нельзя, её нужно прокипятить. VI. Подвижная игра «Разожги костер» Воспитатель. Правильно, перед употреблением воды из неизвестных природных источников её нужно прокипятить. Но у нас нет газовой плиты и электрического чайника. Где мы на острове можем вскипятить воду? Дети. Нужно развести костёр. Воспитатель. Я вижу много сломанных ветром веток. Чтобы до них добраться, нужно преодолеть болото. Проводится эстафета «Разожги костёр». Дети делятся на две команды. Под аудиозапись ритмичной музыки члены команд поочерёдно идут по кочкам-картонкам до ориентира, берут по одной щепке, возвращаются к месту старта и складывают кострище в виде шалаша и колодца. VII. Беседа о морских обитателях. Воспитатель. Ну что ж, ребята, воду мы профильтровали, костёр развели. Мы утолили жажду. Пора бы и подкрепиться. Море у берегов острова богато рыбой. (Выкладывает на ткань синего цвета картинки с изображением морских обитателей.) - Вспомните названия этих морских животных и скажите, кого из них можно употреблять в пищу? Дети выполняют задание. VIII. Речевое развитие. Составление описательного рассказа по мнемотаблице. Воспитатель. А кому какая рыба достанется на обед, мы сейчас узнаем. Члены команд выкладывают на мольбертах изображение рыб, затем по опорной схеме рассказывают о них. IX. Загадки. Воспитатель. Кроме рыбы, можно утолить голод различными съедобными растениями. Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие растения можно найти на этом острове. Они на пальмах южных зреют Знают этот фрукт детишки. Жёлтый цитрусовый плод Очень крепкий этот малый, Под шершавой кожурой В жёсткой «коже» сочный плод X. Чертеж жилища. Воспитатель. Мы попили и поели. Ребята, какие же вы молодцы! Со всеми трудностями путешествия успешно справились. - А что бы вы сделали, если бы вам пришлось оставаться на этом острове несколько дней, где бы вы жили? Дети. Мы бы построили домики-хижины или шалаши. Воспитатель. Правильно. Предлагаю вам сделать чертёж будущего жилища. Дети берут листы бумаги в клетку и под руководством воспитателя выполняют графический диктант «Дом». XI. Подведение итогов. Воспитатель. Молодцы, отличные дома у вас получатся! Но наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться домой. Дети садятся на корабль. Звучит аудиозапись «Шум моря». Проводится разминка (см. начало занятия). Воспитатель. - Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Да.) - Что бы выжить на острове, что нужно знать? (Ответы детей) Молодцы! Вы были трудолюбивы, находчивы, с вами не страшно оказаться даже на самом далёком необитаемом острове. А куда мы от-правимся в следующий раз, пусть останется тайной. Возможно, это будут высокие горы, или пустыня, или Антарктида. Попрощайтесь с нашими гостями. Дети. До новых встреч!
|